Конституционный суд социальное государство

Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционный суд социальное государство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 1083 "Учет вины потерпевшего и имущественного положения лица, причинившего вред" ГК РФ"Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 1083 ГК Российской Федерации при грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, положения названной нормы - в рамках проводимой в России как правовом и социальном государстве (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1, Конституции Российской Федерации) правовой политики - воплощают основанный на принципе пропорциональности (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) баланс субъективных прав причинителя вреда, с одной стороны, и потерпевшего, проявившего грубую неосторожность, с другой (Определение от 19 мая 2009 года N 816-О-О и др.). Следовательно, приведенное положение, будучи элементом регулирования деликтных правоотношений, также само по себе не может расцениваться как нарушающее права, гарантированные Конституцией Российской Федерации."
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 16.03.2021 N АПЛ21-46
Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 08.12.2020 N АКПИ20-806, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании частично недействующим пункта 10 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования РФ гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утв. Приказом ФСС РФ от 21.08.2019 N 428.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что сложившаяся с 1 января 2005 г. практика функционирования механизма государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг показывает, что не все граждане, подавшие заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, могут быть обеспечены ею в течение календарного года. Соответственно, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при соблюдении последовательности их предоставления, определяемой датой регистрации заявлений, - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (в частности, определения от 3 апреля 2014 г. N 686-О, от 26 мая 2020 г. N 1103-О).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Обеспечительная функция публичных финансов в контексте конституционных принципов социального государства
(Омелехина Н.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)
Пытаясь выстроить баланс между конституционными ценностями рыночной экономики и социального государства, Конституционный Суд РФ легализовал в своих актах термин "социально ориентированная рыночная экономика" <6>, соотнося ее с конституционными ценностями социального, правового государства, в котором гарантируются социально-экономические права человека. По его мнению, социальное государство - это государство, в котором создаваемые материальные блага распределяются с учетом основных конституционных ценностей - достойной жизни, свободного развития человека, защиты равным образом всех форм собственности, свободы экономической деятельности, конкуренции, поддержки социально незащищенных слоев населения, охраны окружающей среды. Закрепляя в своих актах общий посыл о том, что государство, приняв на себя определенные публично-правовые обязательства, не может произвольно отказываться от их выполнения <7>, Конституционный Суд РФ высказал позицию о допустимости установления ограничений при реализации тех или иных конституционных принципов.

Нормативные акты