Основание для начисления районного коэффициента

Подборка наиболее важных документов по запросу Основание для начисления районного коэффициента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.03.2023 N 88-4118/2023
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что работал в организации ответчика. Ему была начислена, но не выплачена заработная плата в полном объеме.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
По данному делу к юридически значимым обстоятельствам с учетом исковых требований Г. и возражений ответчика относительно иска относятся: установление, входят ли спорные стимулирующая выплата, доплата (фиксированная сумма) в состав заработной платы истца; какой порядок установления этих выплат, а также определения размера этих выплат, имеются ли основания для начисления на стимулирующей выплаты и доплаты районного коэффициента.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 09.09.2022 по делу N 33-13246/2022
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск; 3) О взыскании компенсации за несвоевременность выплат; 4) О взыскании компенсации морального вреда; 5) О взыскании дополнительной денежной компенсации при увольнении.
Обстоятельства: Истец указал, что в период трудовых отношений заработная плата ему выплачивалась не в полном объеме, без учета положений отраслевого тарифного соглашения.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено в части; 5) Удовлетворено в части.
Принимая во внимание указанную обязанность работодателя, судебная коллегия полагает неверными доводы ответчика об отсутствии оснований для начисления истцу ежемесячной премии и районного коэффициента как за работу в районах Крайнего Севера (60%), что само по себе свидетельствует о признании работодателем в период трудовых отношений с истцом наличие оснований для ежемесячного премирования истца, а также выплаты ему компенсаций за работу в местности с особыми климатическими условиями, исходя из размера 60% с начислением их на заработную плату (кроме северной надбавки), поскольку указанные суммы работодателем истцу начислялись, что следует из представленных расчетных листков. Оснований для утверждения в настоящее время работодателем о невозможности начисления и выплаты истцу премий за истекший период ввиду тяжелого финансового положения предприятия судебная коллегия не усматривает, поскольку иное противоречит представленным расчетным листкам и условиям трудового договора.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Путеводитель по кадровым вопросам. Районные коэффициенты и надбавки за работу на Крайнем Севере и в других местностяхНаправление работника в командировку в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не является основанием для начисления районного коэффициента. За период нахождения в командировке за работником, в частности, сохраняется средний заработок (ч. 1 ст. 167 ТК РФ). Районный коэффициент на него не начисляется. Данный вывод подтверждает Обзор Верховного Суда РФ от 26.02.2014.
Путеводитель по кадровым вопросам. Штатное расписаниеДанный риск возникает в том случае, если система оплаты труда согласно ч. 2 ст. 135 ТК РФ предусматривает выплату не только оклада и районного коэффициента, но и премий. Размеры премий не указываются в штатном расписании, поскольку зависят в основном от качества труда работника. Следовательно, работодатель не может изначально правильно рассчитать в денежном исчислении районный коэффициент, начисляемый на основании ст. 315 ТК РФ на заработную плату, частью которой являются премии.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования К., суд первой инстанции исходил из того, что основанием для начисления к пенсии за выслугу лет районного коэффициента является фактическое проживание лица, которому назначена пенсия, в местности, где такой коэффициент установлен в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом невыполнение гражданином Российской Федерации обязанности зарегистрироваться по месту жительства или по месту пребывания в пределах территории Российской Федерации в органах регистрационного учета не может служить основанием ограничения или условием реализации его конституционного права на социальное обеспечение, в том числе в процессе выплаты уже назначенной гражданину пенсии.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30
(ред. от 28.05.2019)
"О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии"
При определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, т.е. в том числе и с учетом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП не свыше 1,4; 1,7; 1,9) - с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти), поскольку в силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 167-ФЗ финансовое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, включая трудовые пенсии, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу пункта 1 статьи 16 этого же Федерального закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации;