Решение Верховного Суда РФ от 24.02.2012 N АКПИ12-226 <Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании Постановления Центризбиркома РФ от 27.12.2011 N 82/635-6 "О Порядке видеонаблюдения в помещении для голосования на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 февраля 2012 г. N АКПИ12-226

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г., К.В., К.С., П. об оспаривании постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 82/635-6 "О порядке видеонаблюдения в помещении для голосования на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года",

установил:

постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 82/635-6 утвержден Порядок видеонаблюдения в помещении для голосования на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года. Данный нормативный правовой акт опубликован в Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации N 23 - 24 за 2011 год.

Граждане Г., К.В., К.С., П. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании данного решения ЦИК России. Как указывают заявители, наличие вебкамер, проведение видеонаблюдения (видеорегистрации) избирательного процесса во время голосования граждан на избирательных участках, а также хранение отснятых материалов и трансляция их в сети Интернет не соответствует нормам действующего законодательства о выборах в Российской Федерации и нарушает избирательные права граждан.

Заявители Г., К.В., К.С. извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

Заявитель П. поддержал в суде заявленные требования и пояснил, что ЦИК России не имела полномочий на принятие оспариваемого акта, который издан без согласования с общественными организациями, выяснения мнения парламентских партий.

Представитель ЦИК России В. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемый нормативный правовой акт принят ЦИК России в пределах ее полномочий, соответствует действующему законодательству и не нарушает избирательные права граждан.

Выслушав объяснения заявителя П., представителя ЦИК России В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдумов. В соответствии со статьей 3 названного Федерального закона гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, осуществляется открыто и гласно.

В целях обеспечения открытости и гласности в деятельности избирательных комиссий ЦИК России постановлением от 27 декабря 2011 г. N 82/635-6 утвердила Порядок видеонаблюдения в помещении для голосования на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами (пункт 1 статьи 21).

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, организует подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации.

Установление порядка видеонаблюдения в помещении для голосования на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года относится к вопросам подготовки и проведения выборов главы государства. Следовательно, доводы заявителей о том, что ЦИК России не имела полномочий на издание акта, регламентирующего порядок видеонаблюдения в помещении для голосования на выборах Президента Российской Федерации, являются несостоятельными. Законодательство о выборах в Российской Федерации также не устанавливает требования о согласовании ЦИК России при издании нормативных правовых актов с общественными организациями.

Предусмотренные Порядком требования к установке и эксплуатации средств видеонаблюдения не могут рассматриваться как нарушающие избирательные права граждан.

Объектами видеонаблюдения согласно пункту 2.3 Порядка являются: помещение для голосования в целом, места выдачи избирателям избирательных бюллетеней и работы со списками избирателей, стационарные и переносные ящики для голосования, места погашения неиспользованных и непосредственного подсчета использованных избирательных бюллетеней. Средства видеонаблюдения устанавливаются таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей, а также контроля за участием гражданина Российской Федерации в выборах; изображение гражданина не должно занимать большую часть кадра (экрана).

Запрещается производить видеонаблюдение за местами, предназначенными для заполнения бюллетеней, за заполненными бюллетенями до начала подсчета голосов.

Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 152.1 предусматривает, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускаются только с согласия этого гражданина. Такого согласия не требуется, в частности, когда изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования. Положения абзаца второго пункта 2.3 Порядка, предусматривающие, что изображение гражданина не должно занимать большую часть кадра (экрана), не нарушают право гражданина на охрану изображения.

Согласно абзацу третьему пункта 2.3 Порядка наблюдение за работой со списком избирателей должно осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые в нем содержатся. Данное положение оспариваемого нормативного правового акта соответствует Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных". Названный Федеральный закон, регулируя отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой государственными, муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, предусматривает принятие мер по обеспечению безопасности персональных данных.

Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, референдума, в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вправе находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку (подпункт "г" пункта 11 статьи 30). Данная норма Федерального закона определяет право представителей средств массовой информации при освещении и проведении выборов и не содержит запрета ЦИК России при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации в целях обеспечения открытости и гласности в деятельности избирательных комиссий установить порядок видеонаблюдения в помещении для голосования.

Требования видеонаблюдения и трансляции изображения, предусмотренные Порядком, не нарушают основные принципы проведения выборов и порядок проведения голосования, установленный в статье 69 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации".

Осуществление видеосъемки избирательного процесса и хранение видеозаписей не могут рассматриваться как препятствие в реализации гражданином активного избирательного права.

В целях защиты иной охраняемой законом тайны пунктом 1.2 Порядка установлен перечень помещений для голосования на территории Российской Федерации, где видеотрансляция не производится. Так, средства видеонаблюдения и трансляции изображения не применяются на избирательных участках, образованных в больницах и других медицинских учреждениях, имеющих стационарные отделения, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, воинских частях.

Согласно части 2 статьи 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 261 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Г., К.В., К.С., П. об оспаривании постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 82/635-6 "О порядке видеонаблюдения в помещении для голосования на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ