Решение Верховного Суда РФ от 09.04.2014 N АКПИ14-80 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пункта 1.2 практической части итоговой аттестации, приведенной в приложении к требованиям к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, и пункта 2 порядка согласования программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2012 N 259>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 апреля 2014 г. N АКПИ14-80

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,

при секретаре К.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш. о признании частично недействующими пункта 1.2 практической части итоговой аттестации, приведенной в приложении к требованиям к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, и пункта 2 порядка согласования программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 апреля 2012 г. N 259,

установил:

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) от 5 апреля 2012 г. N 259 (далее - Приказ) утверждены по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) в приложении N 1 к Приказу требования к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием (далее - Требования) и в приложении N 2 к Приказу порядок согласования программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием (далее - Порядок).

Приказ принят во исполнение части семнадцатой статьи 13 Федерального закона 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Федеральный закон), а также на основании пункта 1 ранее действовавшего Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337. Оспариваемый нормативный правовой акт согласован с МВД России, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 5 мая 2012 г., регистрационный N 24094, и опубликован в "Российской газете", 2012 г., 16 мая.

Пункт 1.2 практической части итоговой аттестации, приведенной в приложении к Требованиям (далее - Пункт 1.2), предусматривает наименование практического упражнения N 2 "Гражданское короткоствольное оружие" и его содержание: используемое оружие и патроны - огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолет, револьвер или бесствольное оружие - по усмотрению проверяющего) и патроны травматического действия к нему или спортивное огнестрельное короткоствольное оружие; о модели используемого оружия лица, выполняющие упражнение, оповещаются до его начала;

зачетную часть упражнения - в соответствии с командами инструктора (руководителя стрельбы) стреляющий заряжает оружие двумя патронами, ведет огонь (производит два зачетных выстрела), прекращает огонь, разряжает оружие, предъявляет его к осмотру, знакомится с результатом зачетных выстрелов. Отсчет времени для выполнения зачетной части упражнения производится с момента подачи команды "Огонь!";

правила выполнения упражнения: соблюдение правил безопасности при проведении стрельб (в том числе: запрет направления оружия на части тела самого стрелка, запрет отклонения оружия более 45 градусов в любую сторону от цели (мишени), расположение указательного пальца вдоль спусковой скобы с перестановкой на спусковой крючок непосредственно перед выстрелом); строгое следование командам инструктора (руководителя стрельбы), подаваемым для выполнения упражнения; исполнение иных команд инструктора (руководителя стрельбы), направленных на соблюдение правил безопасности на стрелковом объекте;

устанавливает тип мишени - грудная N 4, расстояние до мишени 5 метров для пистолета или револьвера либо 3 метра для бесствольного оружия; время на выполнение упражнения - два зачетных выстрела за 5 секунд;

закрепляет критерий выполнения упражнения - по результатам двух зачетных выстрелов произведено не менее одного попадания в мишень в заданное время (результат пробного выстрела при оценке упражнения не учитывается) при соблюдении правил выполнения упражнения.

Пункт 2 Порядка предписывает, что для согласования программы подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием (далее - Программа) организациями представляются следующие документы:

сопроводительное письмо с указанием полного наименования организации, места нахождения, основного государственного регистрационного номера юридического лица, идентификационного номера налогоплательщика, номера и даты выдачи органом внутренних дел организации разрешений на хранение оружия и патронов к нему и (или) на хранение и использование оружия и патронов к нему и (или) номера и даты выдачи органом внутренних дел разрешений на хранение оружия и патронов к нему и (или) на хранение и использование оружия и патронов к нему организации, предоставляющей стрелковый объект для проведения практикума по стрельбе из гражданского оружия;

два экземпляра Программы, утвержденной руководителем организации (прошнурованные, пронумерованные и скрепленные печатью организации);

копия устава организации;

копии документов, подтверждающих наличие у организации стрелкового объекта, принадлежащего ей на праве собственности или ином законном основании, для проведения практикума по стрельбе из гражданского оружия.

Ш. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Пункта 1.2 в той мере, в какой оспариваемое положение не определяет конкретные команды инструктора (руководителя стрельбы), направленные на соблюдение правил безопасности на стрелковом объекте. Заявитель ссылается на то, что оспариваемое положение позволяет применять эти команды произвольно, в том числе обязывать выполнять команду о применении оружия в течение зачетного времени (5 секунд), установленного для осуществления двух выстрелов, и сокращать таким образом время для их выполнения. Также полагает, что оспариваемое нормативное предписание незаконно ограничивает владельца собственного оружия в использовании его при выполнении упражнения N 2.

Пункт 2 Порядка оспаривается заявителем в той части, в какой данное нормативное предписание допускает изменять содержание Программы локальными актами организации.

Ш. считает, что оспариваемые в части положения Требований и Порядка противоречат пункту 5 статьи 4 и пункту 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", частям 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В письменных возражениях на заявление Минобрнауки России, МВД России, Минюст России указали, что федеральные законы, на которые ссылается заявитель, не регулируют вопросы подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а потому оспариваемые нормативные предписания не могут им противоречить и не влекут нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя.

Выслушав объяснения Ш., представителя Минобрнауки России Федорову О.В., представителя МВД России Тернову С.В., представителя Минюста России Чапчу П.В., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

Согласно статье 13 Федерального закона граждане Российской Федерации, впервые приобретающие гражданское огнестрельное оружие, гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовые пистолеты, револьверы или охотничье пневматическое оружие (далее - гражданское оружие), за исключением граждан, имеющих разрешение на хранение или хранение и ношение огнестрельного оружия, граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины либо уволенных из этих организаций с правом на пенсию, обязаны пройти подготовку в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием (далее - правила) в организациях, имеющих право проводить подготовку лиц в целях изучения этих правил, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Требования к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил и порядок согласования этих программ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Лицензия на приобретение оружия выдается гражданам Российской Федерации после прохождения ими соответствующей подготовки и проверки знания правил и при отсутствии иных препятствующих ее получению оснований. Граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил. Проверка знания правил проводится организациями, определяемыми Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (части семнадцатая и восемнадцатая).

Как следует из приведенной нормы, граждане Российской Федерации, впервые приобретающие гражданское оружие, обязаны пройти подготовку в целях изучения правил. Граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, обязаны проходить проверку знания правил.

В соответствии с частью восемнадцатой статьи 13 Федерального закона приказом МВД России от 27 апреля 2012 г. N 372 утвержден Порядок проведения проверки у граждан Российской Федерации знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации (далее - Приказ N 372).

Таким образом, проверка знания правил осуществляется как по результатам подготовки (обучения) граждан, впервые приобретающих гражданское оружие, так и с периодичностью, установленной законом в отношении граждан, владеющих оружием.

С учетом изложенного утверждение заявителя о том, что Пункт 1.2 ограничивает право заявителя на использование собственного оружия, нельзя признать обоснованным. Оспариваемый в части Приказ распространяется на граждан, еще не прошедших итоговую аттестацию и не получивших документ о прохождении подготовки и в силу этого не владеющих оружием.

Ссылка заявителя на пункт 5 Приказа N 372, согласно которому граждане, проходящие периодическую проверку, могут использовать при проведении ее практической части оружие и патроны к нему, принадлежащие им на законных основаниях, не свидетельствует о незаконности оспариваемого в части нормативного предписания, поскольку не регулирует отношения с участием граждан, приобретающих гражданское оружие впервые.

Необоснованны доводы заявителя о неопределенности команд инструктора (руководителя стрельбы), направленных на соблюдение правил безопасности на стрелковом объекте.

Предупреждение о применении оружия включено в пункт 1.1 практической части итоговой аттестации (упражнение N 1), моделирует базовые действия по применению оружия и не предусматривает осуществление выстрелов.

Оспариваемый в части Пункт 1.2 исчерпывающим образом регламентирует действия стреляющего и прямо предусматривает, что отсчет времени для выполнения зачетной части упражнения (двух зачетных выстрелов за 5 секунд) производится с момента подачи команды "Огонь!", предполагающей производство выстрела, то есть применение оружия, а не предупреждение о нем.

Следовательно, Пункт 1.2 в оспариваемой части не предусматривает выполнение команд инструктора (руководителя стрельбы), направленных на соблюдение правил безопасности на стрелковом объекте в течение времени, необходимого для выполнения зачетной части упражнения.

Указание на цели подаваемых инспектором команд исключает вывод о неопределенности этих команд.

Доводы заявителя о том, что пункт 2 Порядка допускает изменение Программы локальными актами организации, осуществляющей проведение проверки знания правил, не основаны на содержании данного нормативного предписания. Для согласования представляются два экземпляра Программы, утвержденной руководителем организации (прошнурованные, пронумерованные и скрепленные печатью организации), один из которых в соответствии с пунктом 3 Порядка хранится в МВД России.

Требование о незаконности пункта 2 Порядка заявитель фактически связывает не с содержанием оспариваемой нормы, а с возможными неправомерными действиями организации, осуществляющей проверку правил, что не может являться основанием для удовлетворения требований заявителя.

Необоснованно утверждение Ш. о противоречии оспариваемых положений части 1 и 2 статьи 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", закрепляющих цели и задачи лицензирования, пункту 5 статьи 4 и пункту 1 статьи 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", регулирующих отношения, связанные с качеством товара (работы, услуги) и предоставлением информации о товарах (работах, услугах).

Оспариваемые нормативные положения устанавливают требования, которые предъявляются к гражданам Российской Федерации при реализации ими предусмотренного статьей 13 Федерального закона права на приобретение оружия и в силу этого не могут нарушать права заявителя в указанном им аспекте.

С учетом изложенного Пункт 1.2 и пункт 2 Порядка действующему Федеральному законодательству не противоречат, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушают.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Ш. о признании частично недействующими пункта 1.2 практической части итоговой аттестации, приведенной в приложении к требованиям к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, и пункта 2 порядка согласования программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 апреля 2012 г. N 259, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Т.А.ПЕТРОВА