<Письмо> Госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" от 12.11.2021 N ОР-07/2451 <О проведении оценки стоимости жилого помещения, расположенного в аварийном многоквартирном доме>

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ - ФОНД СОДЕЙСТВИЯ

РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

ПИСЬМО

от 12 ноября 2021 г. N ОР-07/2451

Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее Фонд), рассмотрев поступившее обращение, сообщает, что разъяснение положений жилищного и земельного законодательства к компетенции Фонда не относится.

Вместе с тем Фонд считает возможным отметить следующее.

Согласно статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации изъятие аварийного жилого помещения проводится на основании соглашения, заключаемого между собственником помещения и органом местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Статьей 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее Земельный кодекс) установлено, что при подготовке вышеуказанного соглашения уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, выступает заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества. Статьей 56.8 Земельного кодекса устанавливаются особенности проведения такой оценки. Отчеты об оценке согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 56.10 Земельного кодекса прилагаются к соглашению об изъятии недвижимости, направляемому органами местного самоуправления собственнику изымаемого имущества.

Указанные требования носят императивный характер, возможность отступления от их соблюдения законом не предусмотрена, в том числе и в случае предоставления равнозначного по площади жилого помещения взамен изымаемой квартиры в аварийном жилищном фонде.

На основании изложенного с целью полного соблюдения требований законодательства проведение оценки стоимости жилого помещения, расположенного в аварийном многоквартирном доме, является необходимым независимо от площади жилого помещения, предоставляемого взамен.

Что касается вопроса о доплате со стороны граждан за предоставляемые жилые помещения, если их стоимость превышает размер возмещения, причитающегося гражданину за изымаемое аварийное жилье, то исходя из части 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнительной мерой поддержки по обеспечению граждан жилыми помещениями может быть освобождение гражданина (полное или частичное) от уплаты указанного превышения. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования вправе предусматривать случаи и порядок освобождения граждан от указанных доплат.

Фонд полагает, что указанный правовой механизм, предусматривающий возможность освобождать граждан в установленных субъектами Российской Федерации или органами местного самоуправления случаях от доплаты разницы между стоимостью предоставляемого и изымаемого аварийного жилья, позволяет обеспечить жилищные права граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, и одновременно обеспечить адресность предоставляемых дополнительных мер поддержки.

Первый заместитель

генерального директора

О.С.РУРИН