<Письмо> Казначейства России от 07.02.2023 N 14-00-07/3011 <О разъяснении положений Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 N 2559>

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПИСЬМО

от 7 февраля 2023 г. N 14-00-07/3011

В связи с поступающими в адрес Федерального казначейства обращениями в отношении принятого постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 N 2559 доводим следующую информацию.

Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закреплены за Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации".

Вместе с тем, Федеральное казначейство полагает возможным сообщить.

28.12.2022 принят Федеральный закон N 563-ФЗ, предусматривающий право Правительства Российской Федерации устанавливать особенности планирования и осуществления закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) для обеспечения государственных нужд Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на их территориях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 N 2559 на 2023 год установлены следующие особенности планирования и осуществления закупок.

1. Заказчики вправе осуществлять любые закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация о таких закупках включается в план-график закупок, формируемый и размещаемый в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ГИС ЕИС), не позднее даты заключения контракта. Информация о заключенном контракте подлежит включению в реестр контрактов ГИС ЕИС и контролю со стороны органов Федерального казначейства в соответствии с Правилами ведения реестра контрактов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60.

Обращаем внимание, что информация о таких закупках не размещается на официальном сайте, то есть в открытом доступе, при этом, как указывается выше, включается в план-график закупок и реестр контрактов закрытой части ГИС ЕИС.

КонсультантПлюс: примечание.

Инструкции не приводятся.

В этой связи заказчикам при формировании информации о таких закупках в плане-графике закупок, а также в реестре контрактов необходимо устанавливать "специальные" признаки в соответствии с инструкцией, приложенной к настоящему письму.

Кроме того, органам Федерального казначейства, осуществляющим контроль информации, подлежащей включению в реестр контрактов, в личном кабинете органа контроля ГИС ЕИС необходимо установить соответствующие права на осуществление контроля документов, не подлежащих размещению на официальном сайте ГИС ЕИС. Инструкция для установки указанных прав прилагается.

Для целей корректного формирования информации и документов в ГИС ЕИС, а также обеспечения соответствующего контроля рекомендуем ознакомиться с вебинарами, проведенными Федеральным казначейством (ссылки прилагаются).

2. При осуществлении таких закупок заказчики вправе не устанавливать обеспечение исполнения контракта, обеспечение гарантийных обязательств (кроме случая выплаты аванса, не подлежащего казначейскому сопровождению). К контрактам могут не применяться положения Закона N 44-ФЗ об обязательном включении условий об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, размере пени (штрафа) и порядка их взыскания, применении типовых условий контрактов, порядке и сроках оплаты товаров (работ, услуг).

3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 N 2559 предусматривается возможность оформления при исполнении контракта документа о приемке товаров, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги на бумажном носителе. Вместе с тем, при наличии у сторон контракта технической возможности работы в ГИС ЕИС Федеральное казначейство рекомендует осуществлять оформление таких документов о приемке в электронной форме с использованием ГИС ЕИС. Органам Федерального казначейства необходимо оказать заказчикам и поставщикам (подрядчикам, исполнителям) содействие для выявления потребности и возможности оформления документов о приемке в электронной форме с использованием ГИС ЕИС.

При наличии технической возможности и взаимного согласия сторон контракта на оформление документов о приемке в электронной форме с использованием ГИС ЕИС заказчику необходимо вручную выбрать пункт меню "Предусмотреть формирование документов о приемке в электронной форме" по необходимому контракту в порядке, описанном в разделе 11 Руководства пользователя "Реестр контракта", размещенного в личном кабинете заказчика по Закону N 44-ФЗ: "Руководства пользователя и видеоролики/Реестр контрактов/Руководства пользователя".

4. В отношении работников контрактной службы, контрактного управляющего, комиссий по осуществлению закупок заказчика не требуется наличие высшего или дополнительного образования в сфере закупок.

5. Заказчики вправе не применять положения статьи 30 Закона N 44-ФЗ, предусматривающие, в том числе, обязанность по осуществлению закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП/СОНО) при проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, в которых участниками закупок являются только СМП/СОНО, а также предусматривающие обязанность заказчика по формированию и размещению в ГИС ЕИС отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

6. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 N 2559 предусматривается, что в случае отсутствия возможности формирования информации и документов в ГИС ЕИС в связи с нарушением функционирования коммуникаций и связи допускается заключение контрактов с последующим внесением информации в отношении таких закупок в план-график закупок и реестр контрактов ГИС ЕИС.

Вместе с тем, действующими положениями Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность осуществления закупок малого объема у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с ценой одного контракта не более 600 тысяч рублей в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (совокупный объем таких закупок должен составлять не более 10% от общего объема закупок заказчика, но не более 50 млн. рублей, либо не должен превышать 2 млн. рублей. Информация по таким контрактам подлежит включению в план-график закупок, но не включается в реестр контрактов ГИС ЕИС.

Органам Федерального казначейства необходимо заключить соглашения, предусмотренные частью 7 статьи 99 Закона N 44-ФЗ, с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями о передаче полномочий соответственно финансовых органов субъектов Российской Федерации, финансовых органов муниципальных образований на осуществление контроля в соответствии с частью 5 статьи 99 Закона 44-ФЗ органам Федерального казначейства (далее - Соглашение) в соответствии с проектами соглашений.

В целях осуществления контроля, предусмотренного с частью 5 статьи 99 Закона 44-ФЗ, органам Федерального казначейства необходимо добавить заказчиков федерального уровня, а также заказчиков регионального и муниципального уровня, в отношении которых заключены Соглашения, в перечень субъектов контроля в личном кабинете органа контроля ГИС ЕИС, а также установить соответствующие права на осуществление контроля информации и документов, не подлежащих размещению на официальном сайте ГИС ЕИС. Инструкция для формирования перечня субъектов контроля и установки указанных прав прилагается.

Просим довести настоящее письмо до заказчиков, осуществляющих закупки для нужд соответствующего субъекта Российской Федерации, в целях применения при осуществлении закупочной деятельности.

А.Т.КАТАМАДЗЕ