Изъятие части земельного участка для государственных нужд
Подборка наиболее важных документов по запросу Изъятие части земельного участка для государственных нужд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Аренда земельного участка: Арендатор хочет возместить убытки, понесенные им в связи с прекращением договора в целях изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд
(КонсультантПлюс, 2024)Документами, из которых следует, что убытки понесены именно из-за изъятия земельного участка (его части) для государственных или муниципальных нужд, в частности:
(КонсультантПлюс, 2024)Документами, из которых следует, что убытки понесены именно из-за изъятия земельного участка (его части) для государственных или муниципальных нужд, в частности:
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 6 "Объекты земельных отношений" ЗК РФ"Из системного толкования норм права (ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ, ст. 62 ФЗ об автомобильных дорогах, Постановления Правительства РФ от 02.09.2009 г. N 717), если территория полосы отвода налагается на земельные участки, принадлежащие третьим лицам, границы которых установлены до вступления в силу законодательства, регулирующего вопросы установления полосы отвода автомобильных дорог, то данные части земельных участков могут быть изъяты у их правообладателей для государственных нужд путем выкупа в порядке, предусмотренном действующим законодательством."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Публичные закупки и изъятие имущества как способы удовлетворения публичных нужд: проблемы конкуренции
(Винницкий А.В., Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 6)<31> Решение Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству от 7 октября 2011 г. N 153(5) "О проекте Федерального закона N 304493-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд" (к первому чтению); Экспертное заключение по проекту федерального закона N 304493-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд" (принято на заседании Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 24 ноября 2014 г. N 136-6/2014).
(Винницкий А.В., Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 6)<31> Решение Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству от 7 октября 2011 г. N 153(5) "О проекте Федерального закона N 304493-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд" (к первому чтению); Экспертное заключение по проекту федерального закона N 304493-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд" (принято на заседании Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 24 ноября 2014 г. N 136-6/2014).
Статья: Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд
(Сенчищев В.И.)
("Вестник гражданского права", 2019, N 6)Нельзя не упомянуть здесь о позиции, которая была выражена в заключениях Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства в отношении разных редакций проекта федерального закона N 304493-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд". Квинтэссенция позиции Совета выражается в следующих словах Экспертного заключения по упомянутому законопроекту <1>: "Очевидно, что изъятие земельного участка является, по определению, мерой экстраординарной и чрезвычайной и не должно сводиться лишь к предоставлению экономического эквивалента изымаемого имущества. Изъятие - это, прежде всего, вторжение в сферу автономии воли частного лица, сферу его усмотрения, и лишь во вторую очередь - лишение лица части его имущества. Изъятие как ограничение экономической свободы лица может быть оправдано только наличием заслуживающего еще большей защиты публичного интереса, выражающегося в правовом смысле через юридическую категорию "общественных нужд". При таких условиях само по себе формулирование (1) понятия, (2) признаков, (3) необходимых и обязательных элементов юридического состава "общественных нужд", является первейшей и главной задачей законодателя в контексте рассматриваемого вопроса.
(Сенчищев В.И.)
("Вестник гражданского права", 2019, N 6)Нельзя не упомянуть здесь о позиции, которая была выражена в заключениях Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства в отношении разных редакций проекта федерального закона N 304493-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд". Квинтэссенция позиции Совета выражается в следующих словах Экспертного заключения по упомянутому законопроекту <1>: "Очевидно, что изъятие земельного участка является, по определению, мерой экстраординарной и чрезвычайной и не должно сводиться лишь к предоставлению экономического эквивалента изымаемого имущества. Изъятие - это, прежде всего, вторжение в сферу автономии воли частного лица, сферу его усмотрения, и лишь во вторую очередь - лишение лица части его имущества. Изъятие как ограничение экономической свободы лица может быть оправдано только наличием заслуживающего еще большей защиты публичного интереса, выражающегося в правовом смысле через юридическую категорию "общественных нужд". При таких условиях само по себе формулирование (1) понятия, (2) признаков, (3) необходимых и обязательных элементов юридического состава "общественных нужд", является первейшей и главной задачей законодателя в контексте рассматриваемого вопроса.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024)1. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
(ред. от 25.12.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024)1. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.