Налогообложение дивидендов юридических лиц нерезидентов
Подборка наиболее важных документов по запросу Налогообложение дивидендов юридических лиц нерезидентов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2021 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2021, N 1)Российское налоговое законодательство регулирует порядок налогообложения "пассивных" доходов нерезидентов, получаемых от источников в Российской Федерации, таких как дивиденды, проценты, роялти. Так дивиденды, выплачиваемые иностранному юридическому лицу, облагаются налогом на прибыль у источника выплаты (налогового агента) по ставке 15%, а проценты по долговым обязательствам облагаются у источника выплаты по ставке 20% [4].
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2021, N 1)Российское налоговое законодательство регулирует порядок налогообложения "пассивных" доходов нерезидентов, получаемых от источников в Российской Федерации, таких как дивиденды, проценты, роялти. Так дивиденды, выплачиваемые иностранному юридическому лицу, облагаются налогом на прибыль у источника выплаты (налогового агента) по ставке 15%, а проценты по долговым обязательствам облагаются у источника выплаты по ставке 20% [4].
Статья: Развитие института контролируемых иностранных компаний в налоговом праве России и зарубежных государств
(Хаванова И.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)Такого рода конструкции - приравнивание прибыли иностранной компании к доходу (прибыли) российского резидента (или иначе - вменение ее контролирующему лицу) - призваны воспрепятствовать размыванию национальной налоговой базы. С другой стороны, как это ни парадоксально, они черпают "вдохновение" в размывании налоговой правосубъектности материнской и дочерней компаний, ведь в большинстве государств компания признается самостоятельным лицом, отдельным от акционеров (участников), и, соответственно, самостоятельным налогоплательщиком. Для правил КИК характерны разновекторные воздействия: с одной стороны, государствами реализуется цель противодействия выводу прибыли в налоговые гавани (создание за рубежом контролируемой компании), с другой - цель максимально оперативного и полного возвращения текущей прибыли (дохода) такой компании (раз уж она все-таки создана и функционирует) для налогообложения на уровне контролирующей компании - налогового резидента. Таким образом, фактически статус иностранной компании, признаваемой КИК как отдельного юридического лица и налогооблагаемого субъекта, игнорируется, и акционеры (участники)-резиденты облагаются налогом в отношении своей доли сомнительного дохода (tainted income) контролируемой иностранной компании, как только у компании возникает этот доход, причем облагаются, как если бы они получили его непосредственно. При отсутствии правил КИК прибыль компании-нерезидента не облагалась бы на уровне контролирующего лица до момента поступления ему в виде дивидендов либо по иным основаниям. Критики российских правил указывают, что механизм включения прибыли иностранной компании в налоговую базу резидента "выходит за рамки традиционной конструкции налога на прибыль (доход), поскольку вне рамок фискальной консолидации налоговая база определяется в отношении нерезидента с доходов (прибыли), полученных от источников за пределами России, а затем переносится в налоговую базу российского лица посредством юридической фикции" <5>.
(Хаванова И.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)Такого рода конструкции - приравнивание прибыли иностранной компании к доходу (прибыли) российского резидента (или иначе - вменение ее контролирующему лицу) - призваны воспрепятствовать размыванию национальной налоговой базы. С другой стороны, как это ни парадоксально, они черпают "вдохновение" в размывании налоговой правосубъектности материнской и дочерней компаний, ведь в большинстве государств компания признается самостоятельным лицом, отдельным от акционеров (участников), и, соответственно, самостоятельным налогоплательщиком. Для правил КИК характерны разновекторные воздействия: с одной стороны, государствами реализуется цель противодействия выводу прибыли в налоговые гавани (создание за рубежом контролируемой компании), с другой - цель максимально оперативного и полного возвращения текущей прибыли (дохода) такой компании (раз уж она все-таки создана и функционирует) для налогообложения на уровне контролирующей компании - налогового резидента. Таким образом, фактически статус иностранной компании, признаваемой КИК как отдельного юридического лица и налогооблагаемого субъекта, игнорируется, и акционеры (участники)-резиденты облагаются налогом в отношении своей доли сомнительного дохода (tainted income) контролируемой иностранной компании, как только у компании возникает этот доход, причем облагаются, как если бы они получили его непосредственно. При отсутствии правил КИК прибыль компании-нерезидента не облагалась бы на уровне контролирующего лица до момента поступления ему в виде дивидендов либо по иным основаниям. Критики российских правил указывают, что механизм включения прибыли иностранной компании в налоговую базу резидента "выходит за рамки традиционной конструкции налога на прибыль (доход), поскольку вне рамок фискальной консолидации налоговая база определяется в отношении нерезидента с доходов (прибыли), полученных от источников за пределами России, а затем переносится в налоговую базу российского лица посредством юридической фикции" <5>.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 28.12.2010 N 191н
(ред. от 07.11.2023)
"Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2011 N 19693)в графе 2 указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) или идентификатор контрагента <3>, если эмитентом является юридическое лицо - нерезидент Российской Федерации;
(ред. от 07.11.2023)
"Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2011 N 19693)в графе 2 указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) или идентификатор контрагента <3>, если эмитентом является юридическое лицо - нерезидент Российской Федерации;
<Письмо> Минфина России N 02-06-06/950, Казначейства России N 07-04-05/02-253 от 11.01.2024
"О дополнительных критериях по раскрытию информации при составлении и представлении годовой консолидированной бюджетной отчетности, годовой консолидированной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2023 год"Отражение контрагентов, исключенных из ЕГРЮЛ на отчетную дату, в Сведениях (ф. 0503174) допускается в случае перечисления контрагентом части прибыли (дивидендов) в 2023 году, впоследствии ликвидированных, до момента их исключения из ЕГРЮЛ.
"О дополнительных критериях по раскрытию информации при составлении и представлении годовой консолидированной бюджетной отчетности, годовой консолидированной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2023 год"Отражение контрагентов, исключенных из ЕГРЮЛ на отчетную дату, в Сведениях (ф. 0503174) допускается в случае перечисления контрагентом части прибыли (дивидендов) в 2023 году, впоследствии ликвидированных, до момента их исключения из ЕГРЮЛ.