Полномочия органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий

Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Основные положения гражданского права: постатейный комментарий к статьям 1 - 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2020)
Так, согласно практике ВС РФ региональные законы и иные региональные нормативные правовые акты, а также нормативные правовые акты местного самоуправления не могут регулировать гражданские отношения в области сельскохозяйственной кооперации (Определение СКГД ВС РФ от 19 июня 2001 г. N 74-Г01-20). Незаконным признается установление субфедеральным актом обязательной государственной регистрации договоров аренды недвижимости (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16 февраля 2001 г. N 59) и порядка государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней (Определения СКГД ВС РФ от 31 октября 2007 г. N 11-Г07-29, N 11-Г07-27, N 11-Г07-26, от 25 февраля 2004 г. N 58-Г03-40). Регионы не могут регулировать гражданские отношения по государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей (Определение СКГД ВС РФ от 15 февраля 2001 г. N 32-Г01-1). Региональный орган не вправе принимать правовой акт о передаче органам местного самоуправления государственных полномочий по совершению нотариальных действий (Определения СКГД ВС РФ от 15 апреля 2003 г. N 3-Г03-6, от 15 августа 2002 г. N 75-Г02-14). Установление региональным законом обязательного государственного страхования бывших членов избирательной комиссии признано незаконным, поскольку это относится только к компетенции федерального законодателя (п. 9 Обзора законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2010 г., утвержденного Постановлением Президиума ВС РФ от 15 сентября 2010 г.; см. также: Определения СКАД ВС РФ от 10 июля 2013 г. N 12-АПГ13-1, от 22 июня 2011 г. N 93-Г11-2; Определения СКГД ВС РФ от 13 октября 2010 г. N 72-Г10-12, от 21 апреля 2010 г. N 72-Г10-2, от 10 марта 2010 г. N 45-Г10-1). Субфедеральный акт не может устанавливать обязанность заключить договор: например, не допускается обязывать организаторов массового мероприятия на коммерческой основе заключать договор об оплате услуг по обеспечению общественного порядка и безопасности участников (Определение СКГД ВС РФ от 28 апреля 2004 г. N 11-Г04-14). В судебной практике признаются незаконными положения регионального правового акта, регулирующего гражданско-правовые отношения в сфере возмещения вреда жизни и здоровью лицам, замещающим государственные должности (Определения СКАД ВС РФ от 11 апреля 2012 г. N 1-АПГ12-3, N 1-АПГ12-1), а также о возмещении вреда вообще (Определение ВС РФ от 13 октября 1998 г.). Считается недопустимым установление региональным актом дополнительных ограничений для оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Определение СКГД ВС РФ от 10 ноября 2010 г. N 3-Г10-19). Региональный акт не может регулировать гражданские отношения по сбору, заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов (Определение СКГД ВС РФ от 2 марта 2001 г. N 74-Г01-4).
Статья: Институт совместного завещания в российском и зарубежном праве
(Костикова Г.В.)
("Нотариус", 2019, N 7)
Актуальным является вопрос об удостоверении совместных завещаний главами местных администраций и должностными лицами консульских учреждений. До 1 сентября 2019 г. в соответствии со ст. 37 Основ законодательства о нотариате должностные лица местного самоуправления обладали полномочиями по удостоверению завещаний. Как следует из п. 2 ст. 1110 ГК РФ, нормы о наследовании по завещанию распространяются и на совместные завещания, если иное не предусмотрено ГК РФ и иными нормативными актами. Следовательно, главы местных администраций имели право удостоверять совместные завещания, если в населенном пункте нет нотариуса. Однако институт совместного завещания в Российской Федерации является новым и неизученным, и предоставление права на удостоверение совместных завещаний главам местных администраций, которые зачастую не имеют юридического образования, является преждевременным. В связи с чем Федеральная нотариальная палата опубликовала информацию "О вступлении в силу с 1 сентября 2019 года изменений в организацию совершения нотариальных действий на территориях, где отсутствует нотариус", в соответствии с которой из компетенции должностных лиц органов местного самоуправления исключаются полномочия по составлению завещаний всех видов <7>. Также соответствующие изменения внесены в ст. 37 Основ законодательства о нотариате, в соответствии с которыми п. 1 "Удостоверение завещаний" утратил силу. Названные изменения не затронули полномочий должностных лиц консульских учреждений по совершению нотариальных действий. В силу ст. 38 Основ законодательства о нотариате ст. 26 Консульского устава Российской Федерации консулам предоставлено право на удостоверение сделок, завещаний, а следовательно, и совместных завещаний супругов.

Нормативные акты

Федеральный закон от 29.12.2022 N 572-ФЗ
"Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
1. Государственные органы, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, организации финансового рынка, иные организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы вправе использовать единую биометрическую систему для аутентификации физического лица, выразившего согласие на ее проведение, в целях совершения определенных действий или подтверждения волеизъявления либо подтверждения полномочия лица на совершение определенных действий.
"Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
(утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1)
(ред. от 24.07.2023)
2) внести представление главе муниципального образования о прекращении полномочий должностного лица местного самоуправления по совершению нотариальных действий;