Прямое избирательное право
Подборка наиболее важных документов по запросу Прямое избирательное право (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Восстановление гарантий избирательных прав граждан и политических партий посредством конституционного правосудия
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)Институт правовых гарантий складывается из совокупности правовых норм и принципов. Юридическими гарантиями избирательных прав являются положения Конституции РФ, международных документов, правовые позиции Конституционного Суда РФ, обеспечивающие, во-первых, периодичность проведения демократических выборов как высшего непосредственного выражения власти и воли народа; во-вторых, подлинные и справедливые выборы для формирования представительных органов власти; в-третьих, реальный политический плюрализм, альтернативность выборов, идеологическое многообразие, многопартийность; в-четвертых, равенство избирателей, кандидатов, избирательных объединений; в-пятых, всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании.
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)Институт правовых гарантий складывается из совокупности правовых норм и принципов. Юридическими гарантиями избирательных прав являются положения Конституции РФ, международных документов, правовые позиции Конституционного Суда РФ, обеспечивающие, во-первых, периодичность проведения демократических выборов как высшего непосредственного выражения власти и воли народа; во-вторых, подлинные и справедливые выборы для формирования представительных органов власти; в-третьих, реальный политический плюрализм, альтернативность выборов, идеологическое многообразие, многопартийность; в-четвертых, равенство избирателей, кандидатов, избирательных объединений; в-пятых, всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании.
Статья: Проблема квазиверховенства закона в избирательном праве
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)Нарушение системных взаимосвязей (согласованности) между нормами одного и того же избирательного закона. Если сравнить декларирование принципов избирательного права и дальнейшую регламентацию в законах стадий выборов, избирательных действий, то с высокой долей вероятности можно свидетельствовать о наличии несогласованности между этими явлениями. Принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права и тайного голосования, обязательности и периодичности выборов, свободных выборов далеко не всегда учитываются при регулировании стадий выборов, избирательных действий, выполняют роль фасада избирательного права, не препятствуя его многочисленным изменениям без согласования с этими принципами. Так, например, постоянное расширение круга оснований лишения пассивного избирательного права <3> едва ли согласуется с принципом всеобщего избирательного права. Сохранение тенденции на расширение круга лиц, не обладающих пассивным избирательным правом, уже в настоящее время усиливает позиции сторонников нераспространения на них принципа всеобщего избирательного права <4>. Однако не следует забывать, что ч. 2 и 3 ст. 32 Конституции РФ исходят из наличия у гражданина России в принципе единого конституционного права избирать и быть избранным. Поэтому все случаи лишения пассивного избирательного права следовало бы обосновывать с позиции ч. 3 ст. 55 Конституции РФ как введенные федеральным законом ограничения названного конституционного права. Едва ли с этой позиции нужно ограничивать названное конституционное право, т.е. лишать пассивного избирательного права граждан России, имеющих наказания за отдельные административные правонарушения и за преступления средней тяжести, не связанные с лишением свободы. Если же вопрос рассматривать без привязки к ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а использовать институт приостановления прав, то при таком подходе решение по конкретным гражданам должны принимать не избирательные комиссии, а суды в качестве дополнительного наказания за административное правонарушение или преступление.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)Нарушение системных взаимосвязей (согласованности) между нормами одного и того же избирательного закона. Если сравнить декларирование принципов избирательного права и дальнейшую регламентацию в законах стадий выборов, избирательных действий, то с высокой долей вероятности можно свидетельствовать о наличии несогласованности между этими явлениями. Принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права и тайного голосования, обязательности и периодичности выборов, свободных выборов далеко не всегда учитываются при регулировании стадий выборов, избирательных действий, выполняют роль фасада избирательного права, не препятствуя его многочисленным изменениям без согласования с этими принципами. Так, например, постоянное расширение круга оснований лишения пассивного избирательного права <3> едва ли согласуется с принципом всеобщего избирательного права. Сохранение тенденции на расширение круга лиц, не обладающих пассивным избирательным правом, уже в настоящее время усиливает позиции сторонников нераспространения на них принципа всеобщего избирательного права <4>. Однако не следует забывать, что ч. 2 и 3 ст. 32 Конституции РФ исходят из наличия у гражданина России в принципе единого конституционного права избирать и быть избранным. Поэтому все случаи лишения пассивного избирательного права следовало бы обосновывать с позиции ч. 3 ст. 55 Конституции РФ как введенные федеральным законом ограничения названного конституционного права. Едва ли с этой позиции нужно ограничивать названное конституционное право, т.е. лишать пассивного избирательного права граждан России, имеющих наказания за отдельные административные правонарушения и за преступления средней тяжести, не связанные с лишением свободы. Если же вопрос рассматривать без привязки к ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а использовать институт приостановления прав, то при таком подходе решение по конкретным гражданам должны принимать не избирательные комиссии, а суды в качестве дополнительного наказания за административное правонарушение или преступление.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 6. Прямое избирательное право и право на прямое волеизъявление на референдуме
(ред. от 25.12.2023)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 6. Прямое избирательное право и право на прямое волеизъявление на референдуме
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.