Судебная практика по ликвидации свалок

Подборка наиболее важных документов по запросу Судебная практика по ликвидации свалок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Готовое решение: Кто является собственником отходов
(КонсультантПлюс, 2024)
В судебной практике есть позиция, когда при отсутствии данных о лице, в деятельности которого образовались отходы, собственником отходов является орган местного самоуправления, юрлицо или ИП, ответственные за территории, где эти отходы находятся, и, соответственно, на них лежит обязанность ликвидировать незаконную свалку (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 29.01.2020 N 53-КА19-14).
Статья: К вопросу о деятельности органов местного самоуправления в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения
(Усманова Р.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2019, N 8)
У органов местного самоуправления имеются полномочия в области обращения с отходами. Так, Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <6> в ст. 8 закрепляются полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами, а именно участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований. А в ст. 13 указано, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. На практике нередко данная норма закона понимается буквально и на муниципальные образования решением суда накладывается обязанность ликвидировать и несанкционированные свалки. Однако ликвидировать несанкционированные свалки они обязаны только в случае, если свалки имеют место на землях населенных пунктов. По этому поводу имеется позиция Конституционного Суда РФ, выраженная им в Постановлении от 13 октября 2015 г. N 26-П: "Обязанность по ликвидации свалок твердых бытовых отходов, расположенных на земельных участках, не входящих в категорию земель "земли населенных пунктов", не может быть возложена на администрации поселений безусловно... Обязанность по уборке несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных вне земель населенных пунктов, должна быть возложена на собственников земельных участков в случае, если данная обязанность не передавалась третьим лицам по договору".

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 27-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области"
По мнению администрации Новосибирского района Новосибирской области, положения статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2017 года N 503-ФЗ) и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не соответствуют статьям 10, 12, 17 (часть 3), 19, 36 (часть 3), 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, - предполагают возложение на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированной свалки твердых отходов и мусора, размещенных неустановленными лицами на земельных участках, расположенных на территории этих муниципальных образований, но не находящихся в их собственности.