Жилищный сертификат крайний север
Подборка наиболее важных документов по запросу Жилищный сертификат крайний север (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Мурманского областного суда от 10.08.2022 N 33-2252/2022
Категория спора: Социальный наем жилья.
Требования нанимателя: 1) О признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма.
Требования наймодателя: 2) О выселении из служебного помещения.
Обстоятельства: Наниматель полагал, что договор найма служебного жилого помещения заключен с нарушением действующего законодательства.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.Не свидетельствует о нуждаемости в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и факт признания Т.О. участником ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", поскольку в указанную программу она включена как гражданин, имеющий право на получение социальных выплат (государственного жилищного сертификата), в связи с переселением из районов Крайнего Севера.
Категория спора: Социальный наем жилья.
Требования нанимателя: 1) О признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма.
Требования наймодателя: 2) О выселении из служебного помещения.
Обстоятельства: Наниматель полагал, что договор найма служебного жилого помещения заключен с нарушением действующего законодательства.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.Не свидетельствует о нуждаемости в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и факт признания Т.О. участником ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", поскольку в указанную программу она включена как гражданин, имеющий право на получение социальных выплат (государственного жилищного сертификата), в связи с переселением из районов Крайнего Севера.
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24.03.2021 N 88а-5229/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решения об отказе в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Из материалов дела следует то, что административный истец с составом семьи включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В выдаче государственного жилищного сертификата ему было отказано по мотиву того, что он ранее получил денежную компенсацию за освобожденное жилье.
Решение: Отказано.При этом указанными нормативными правовыми актами не исключается возможность предоставления государственных жилищных сертификатов гражданам, состоящих на учете имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, передавших жилье по договору купли-продажи при выезде из названных районов. В указанном случае размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения.
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решения об отказе в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Из материалов дела следует то, что административный истец с составом семьи включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В выдаче государственного жилищного сертификата ему было отказано по мотиву того, что он ранее получил денежную компенсацию за освобожденное жилье.
Решение: Отказано.При этом указанными нормативными правовыми актами не исключается возможность предоставления государственных жилищных сертификатов гражданам, состоящих на учете имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, передавших жилье по договору купли-продажи при выезде из названных районов. В указанном случае размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вопрос читателя, или Размышления на заданную тему
(Горошко Т.В.)
("Жилищное право", 2020, N 1)Таким образом, отвечая на вопрос нашей читательницы, мы выявили очень грустную тенденцию: да, право на получение жилья (или по договору социального найма или по жилищному сертификату) у выезжающих из районов Крайнего Севера лиц существует, но его реализация крайне ограничена. Суды со ссылкой на Конституционный Суд РФ указывают, что "...требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, которая является мерой социальной поддержки в жилищной сфере, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 40 и 71 (пункты "в", "е", "з") Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан" <3>. Важнейшими универсальными такими условиями являются отсутствие в собственности иных жилых помещений и учет заявителя в соответствующих списках. У нашей читательницы, к сожалению, эти условия не соблюдены. И это та ситуация, на наш взгляд, когда не помогут даже рекомендации найти адвоката pro bono, готового безвозмездно дойти и до Верховного, и до Конституционного Судов РФ за защитой прав своей доверительницы, так как, как мы видим, судебная практика однородна и она не в пользу граждан.
(Горошко Т.В.)
("Жилищное право", 2020, N 1)Таким образом, отвечая на вопрос нашей читательницы, мы выявили очень грустную тенденцию: да, право на получение жилья (или по договору социального найма или по жилищному сертификату) у выезжающих из районов Крайнего Севера лиц существует, но его реализация крайне ограничена. Суды со ссылкой на Конституционный Суд РФ указывают, что "...требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, которая является мерой социальной поддержки в жилищной сфере, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 40 и 71 (пункты "в", "е", "з") Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан" <3>. Важнейшими универсальными такими условиями являются отсутствие в собственности иных жилых помещений и учет заявителя в соответствующих списках. У нашей читательницы, к сожалению, эти условия не соблюдены. И это та ситуация, на наш взгляд, когда не помогут даже рекомендации найти адвоката pro bono, готового безвозмездно дойти и до Верховного, и до Конституционного Судов РФ за защитой прав своей доверительницы, так как, как мы видим, судебная практика однородна и она не в пользу граждан.
"Аналогия закона и аналогия права в практике разрешения семейно-правовых споров"
(Микрюков В.А.)
("Статут", 2021)Установление правового статуса указанных граждан как членов семьи необходимо истцу для приобретения права на получение жилищного сертификата по выезду из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" <1>. Исковые требования были мотивированы тем, что дочь, внучка и зять истца проживают с ним в одном жилом помещении, ведут совместное хозяйство, оплату жилищно-коммунальных услуг производят за четырех человек. Представитель ответчика против удовлетворения иска в части признания членами семьи Н.И. Загузина его дочери и внучки не возражал, но в отношении С.А. Малыгина просил в иске отказать, ссылаясь на то, что он не состоит в зарегистрированном браке с гражданкой Х. и юридически не является зятем истца.
(Микрюков В.А.)
("Статут", 2021)Установление правового статуса указанных граждан как членов семьи необходимо истцу для приобретения права на получение жилищного сертификата по выезду из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" <1>. Исковые требования были мотивированы тем, что дочь, внучка и зять истца проживают с ним в одном жилом помещении, ведут совместное хозяйство, оплату жилищно-коммунальных услуг производят за четырех человек. Представитель ответчика против удовлетворения иска в части признания членами семьи Н.И. Загузина его дочери и внучки не возражал, но в отношении С.А. Малыгина просил в иске отказать, ссылаясь на то, что он не состоит в зарегистрированном браке с гражданкой Х. и юридически не является зятем истца.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 N 153
(ред. от 16.12.2022)
"Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"<*> Заполняется федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом) или исполнительным органом субъекта Российской Федерации, осуществляющими выдачу государственных жилищных сертификатов гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
(ред. от 16.12.2022)
"Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"<*> Заполняется федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом) или исполнительным органом субъекта Российской Федерации, осуществляющими выдачу государственных жилищных сертификатов гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2022 года"Оспоренное законоположение было признано не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой придание им обратной силы статье 1 данного Закона рассматривается как основание для снятия указанной категории лиц с учета в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" или для отказа в выдаче им государственного жилищного сертификата в связи с рождением после 1 января 1992 года.