Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Раздел 4. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования

Раздел 4. Обобщенная характеристика мер

государственного регулирования

Система мер государственной поддержки радиоэлектронной промышленности, которая будет соответствовать общепринятой мировой практике передовых стран, только начинает создаваться.

В бюджет государства, начиная с 2009 года, включаются целевые статьи расходов, направленные на развитие радиоэлектронной промышленности, - взносы в уставной капитал ряда ведущих организаций отрасли, финансовые средства соответствующих федеральных целевых программ, субсидии на оплату процентов за взятые кредиты.

При реализации Программы должны быть эффективно задействованы инструменты государственного регулирования в части взаимосвязанного комплекса налоговых, таможенных и иных льгот, направленных на поддержку и развитие радиоэлектронной промышленности и создание благоприятных финансовых условий деятельности радиоэлектронных предприятий.

Государственное регулирование отечественной радиоэлектронной промышленности должно реализоваться в направлениях совершенствования или, при необходимости, создания новых правовых и экономических условий осуществления предприятиями отрасли основной деятельности в государственных интересах. При разработке конкретных проектов научно-технического задела, а также механизма совершенствования инфраструктуры отрасли должен определяться конкретный перечень мер правового и экономического характера, позволяющих сократить сроки разработки, создать благоприятную коммерческую среду, повысить качество создаваемых радиоэлектронных изделий.

Запланированные меры государственной поддержки отрасли должны учитывать требования и ограничения, накладываемые вступлением России во Всемирную торговую организацию. Программа с одной стороны ориентирована на то, чтобы максимально использовать возможности, открываемые ВТО, с другой - на то, чтобы подготовить отрасль к игре по новым более жестким правилам.

Необходимо отметить, что вступление во Всемирную торговую организацию, конечно, несколько ухудшает внешний фон для конкурентоспособности российских организаций и ведет к риску снижения инвестиционной привлекательности и рентабельности организаций отрасли. Но есть и существенные позитивные для отрасли эффекты - внедрение в России правил Всемирной торговой организации должно значительно упростить международную кооперацию компаний отрасли, являющуюся необходимым элементом любого конкурентоспособного бизнеса в отрасли. В целом вход во Всемирную торговую организацию будет форсировать предусмотренные Программой изменения в части повышения операционной эффективности и развития международного сотрудничества.

В рамках Всемирной торговой организации разрешен ряд стимулирующих мер, которые используются различными странами - членами организации, таких как:

частичное освобождение от налогов;

государственные закупки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с последующей организацией трансфера технологий;

привлечение стратегических партнеров на условиях офсетных сделок или альянсов;

финансирование научных исследований и прикладных разработок (в части создания научно-технических заделов);

инфраструктурная поддержка государства - переход от техперевооружения к развитию инфраструктуры;

развитие инновационной инфраструктуры и развитие территорий - кластерная политика;

возвратное финансирование отраслевых проектов.

Программа предусматривает активное внедрение всех указанных инструментов с самого начала реализации. На первом этапе реализации Программы будет проведена детальная проработка новых инструментов и мер государственной поддержки, внесены изменения в нормативно-правовую базу.

Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы представлены в таблице 4.

Принятие перечисленных выше и иных мер создаст необходимые инфраструктурные условия для высокоэффективного функционирования радиоэлектронной промышленности и, следовательно, обеспечит достижение амбициозных рубежей к 2025 году.