Определение Верховного Суда РФ от 02.07.2013 N АПЛ13-253 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 14.03.2013 N АКПИ13-53, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 4.7.1 и таблицы 3 СанПиН 2.1.5.2582-10 "Санитарно-эпидемиологических требований к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.02.2010 N 15>
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Манохиной Г.В., Крупнова И.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Камчатнефтепродукт" (далее - ОАО "Камчатнефтепродукт") о признании недействующими пункта 4.7.1 и таблицы 3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.5.2582-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 февраля 2010 г. N 15,
по апелляционной жалобе ОАО "Камчатнефтепродукт" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 марта 2013 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) Ч. и М., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной,
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 февраля 2010 г. N 15 утверждены и введены в действие с 5 апреля 2010 г. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.5.2582-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения" (далее - СанПиН 2.1.5.2582-10). Постановление зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2010 г., N 167003, опубликовано в "Российской газете" 2010 г., 26 марта.
В соответствии с пунктом 4.7.1 СанПиН 2.1.5.2582-10 сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в воду морей в районе водопользования после очистки и обеззараживания только через глубоководные выпуски, длина которых определяется в соответствии с требованиями таблицы 3 указанных санитарных правил. В таблице 3 приведена длина глубоководного выпуска очищенных до нормативных значений сточных вод в зависимости от производительности очистных сооружений.
ОАО "Камчатнефтепродукт" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пункта 4.7.1 и таблицы 3 СанПиН 2.1.5.2582-10, полагая, что данные нормативные положения, допускающие возможность отводить в воду морей в районе водопользования сточные воды только через глубоководные выпуски, длина которых определяется в соответствии с требованиями таблицы 3, противоречат пунктам 1, 2, 4 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), статье 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ), статье 44 Водного кодекса Российской Федерации и ограничивают права юридических лиц, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты, возлагая на них дополнительные обязанности.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 марта 2013 г. в удовлетворении заявления ОАО "Камчатнефтепродукт" отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Камчатнефтепродукт" просит указанное решение суда отменить, считая его необоснованным и незаконным. Полагает, что СанПиН 2.1.5.2582-10 вместо оспариваемой таблицы 3, устанавливающей конкретные длины глубоководных выпусков для всех прибрежных вод морей в зависимости от количества сбрасываемых сточных вод, должен содержать формулу расчета длины глубоководного выпуска, включающую в себя, в частности, гидрологические и гидрохимические данные водного объекта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 41, статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, закрепляя в статье 8 право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, устанавливает, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека; критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами (пункты 1, 2 статьи 18).
В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 39 данного закона в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта, санитарные правила разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, и иными органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека.
В соответствии со статьями 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Оспариваемые в части Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы утверждены руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий, в оспариваемой части не противоречат федеральному законодательству, нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу по отношению к СанПиН 2.1.5.2582-10, которые бы устанавливали иную, чем предусмотрено оспоренными положениями, длину глубоководного выпуска очищенных до нормативных значений сточных вод, не имеется, в связи с чем решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований правомерно.
Как правильно отмечено в обжалованном решении, представитель Роспотребнадзора Ч. пояснил суду, что СанПиН 2.1.5.2582-10 разрабатывались на основе результатов комплексных исследований по выявлению и оценке воздействия факторов среды обитания на здоровье населения, проведенных в нескольких научно-исследовательских организациях, анализа международного опыта в области санитарно-эпидемиологического нормирования. Дифференциация длины глубоководных выпусков в прибрежные моря в зависимости от производительности очистных сооружений обусловлена необходимостью предотвращения опреснения морской воды в зоне водопользования и предотвращения сверхнормативного загрязнения зоны рекреации с учетом эксплуатации точки сброса сточных вод. Установленная протяженность глубоководных выпусков обеспечивает охрану прибрежной полосы моря, используемой для рекреации, в случае аварийных сбросов, а также безопасность береговой полосы зоны рекреации от сверхнормативного заражения компонентами выбросов. Минимальная допустимая длина глубоководного выпуска 300 м обусловлена величиной рекреационной зоны, в том числе акватории, расположенной в черте населенного пункта. При определении допустимой глубины глубоководных выпусков применялись методы расчета, приведенные в Методике разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 333.
Довод заявителя о противоречии оспариваемых положений части 4 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которой сброс сточных вод и (или) дренажных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами, судом первой инстанции проверялся и правильно был признан ошибочным, поскольку СанПиН 2.1.5.2582-10 не устанавливают запрет или ограничение на сброс сточных вод, а лишь регламентируют условия сброса сточных вод в охраняемых районах с целью предупреждения или устранения существующего загрязнения прибрежных вод морей, которое может привести к развитию интоксикаций, возникновению инфекционных, паразитарных заболеваний, кожно-раздражающего действия и снижению оздоравливающего эффекта морского водопользования населения.
Довод заявителя (на него ОАО "Камчатнефтепродукт" ссылается также и в апелляционной жалобе) о противоречии якобы оспоренных положений статье 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, предусматривающей, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, судом первой инстанции проверялся и правильно был признан несостоятельным, поскольку в силу пункта 6 статьи 2 данного закона отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Довод апелляционной жалобы о целесообразности введения в СанПиН 2.1.5.2582-10 вместо оспариваемой таблицы 3, устанавливающей конкретные длины глубоководных выпусков для всех прибрежных вод морей в зависимости от количества сбрасываемых сточных вод, формулы расчета длины глубоководного выпуска, включающей в себя, в частности, гидрологические и гидрохимические данные водного объекта, по существу сводится к решению вопроса о внесении изменений (дополнений) в оспоренные в части санитарно-эпидемиологические требования.
В силу действующего законодательства вопрос о внесении дополнений в нормативные правовые акты относится к исключительной компетенции соответствующих органов государственной власти, и суды не вправе разрешать такого рода вопросы.
Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения трех самостоятельных ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной) и суд не вправе принять либо изменить оспариваемый правовой акт в предлагаемой заявителем редакции. Также суд не вправе в порядке гражданского судопроизводства обязать органы государственной власти осуществить нормативно правовое регулирование в пределах их компетенции.
Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 марта 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Камчатнефтепродукт" - без удовлетворения.
А.И.ФЕДИН
Г.В.МАНОХИНА
И.В.КРУПНОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей