Решение Верховного Суда РФ от 05.08.2013 N АКПИ13-595 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими подпункта "а" пункта 16.1, абзаца первого пункта 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153>
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Х.А.А. о признании недействующими подпункта "а" пункта 16.1, абзаца первого пункта 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153,
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, действующим с последующими изменениями и дополнениями, утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Правила).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 13, 27 марта 2006 г., "Российской газете" от 5 апреля 2006 г.
Согласно подпункту "а" пункта 16.1 Правил норматив, указанный в пункте 16 данных Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания.
В соответствии с абзацем первым пункта 16.2 Правил в случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 названных Правил, и (или) членами его семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 указанных Правил), или принятия ими или гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) членами его семьи решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 данных Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания. Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не менее чем за 5 лет.
Гражданин Х.А.Т., действующий на основании доверенности, выданной его сыном Х.А.А., обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими подпункта "а" пункта 16.1 и абзаца первого пункта 16.2 названных Правил.
Заявитель является лицом, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и инвалидом II группы РА. Как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение субсидии за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения. Х.А.А. с составом семьи 3 человека полагалось предоставить сертификат на сумму <...> рублей. Однако Департамент строительства и архитектуры Брянской области выдал сертификат на сумму <...> рублей в связи с тем, что несовершеннолетняя дочь заявителя Х. <...> г. рождения имеет в собственности 1/3 долю в праве на жилой дом, который его родители Х.А.Т. и Х. получили как вынужденные переселенцы из зоны отчуждения. В 1998 г. они осуществили приватизацию жилого дома и Х., будучи зарегистрированной в этом доме и являясь несовершеннолетней, была включена в состав собственников.
Оспариваемые положения нормативного правового акта, предусматривающие получение социальной выплаты исходя из размера общей площади жилого помещения, определяемой как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 названных Правил, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания, без исключения случаев приобретения жилого помещения в собственность несовершеннолетнего члена семьи нанимателя вне зависимости от воли несовершеннолетнего и его законных представителей, нарушают право заявителя получить меру социальной поддержки в объеме, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В суде представители заявителя Г., Х.А.Т., действующие на основании доверенностей, выданных Х.А.А., поддержали заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 7 июня 2013 г. N СП-П9-3865).
Представитель Правительства Российской Федерации Б. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что Правила изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав граждан на получение жилищных субсидий.
Выслушав объяснения представителей заявителя Г., Х.А.Т., представителя Правительства Российской Федерации Б., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации в соответствии со статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.
Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлена система мер социальной поддержки в жилищной сфере для граждан, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС или пострадавших от радиационного воздействия. Пунктом 7 статьи 17 названного Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было предоставлено право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 21 марта 2006 г. N 153 утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Правила устанавливают порядок расчета размера социальной выплаты, условия ее выплаты, а также круг лиц, которые признаются членами семьи гражданина - участника подпрограммы.
Пункт 16.1 Правил определяет условия, при которых применяется норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты. Так, согласно подпункту "а" пункта 16.1 Правил гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не должны иметь жилых помещений для постоянного проживания, что соответствует действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" обеспечение жилыми помещениями осуществляется граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Жилищный кодекс Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признает граждан, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 1 статьи 51).
Пункт 16.2 Правил устанавливает порядок определения размера общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета размера социальной выплаты, в тех случаях, когда гражданин - участник подпрограммы производит отчуждение принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения (за исключением отчуждения жилья в государственную или муниципальную собственность) или принимает решение не отчуждать такое жилое помещение.
Такое правовое регулирование осуществлено Правительством Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных ему законодателем и не противоречит законодательству Российской Федерации. Согласно части 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
Что касается фактов, изложенных заявителем относительно незаконности уменьшения размера социальной выплаты для приобретения жилья, то решением Советского районного суда г. Брянска Х.А.А. отказано в удовлетворении исковых требований к Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата на социальную выплату (жилищную субсидию) в размере <...> рублей. Решение вопроса о законности и обоснованности судебного решения не является предметом судебного разбирательства в порядке нормоконтроля.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
заявление Х.А.А. о признании недействующими подпункта "а" пункта 16.1, абзаца первого пункта 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей