Решение Суда ЕврАзЭС от 31.10.2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании отдельных положений пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728, не соответствующими подпункту 5 пукта 2 статьи 96, статьям 209, 210, абзацу шестому подпункта 2 пункта 2 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза>

СУД ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

РЕШЕНИЕ

от 31 октября 2013 года

Коллегия Суда Евразийского экономического сообщества в составе председательствующего судьи-докладчика Соколовской А.М., судей Баишева Ж.Н., Чайки К.Л., при секретаре судебного заседания Кармишиной В.В., с участием представителей общества с ограниченной ответственностью "Джекпот" Баландиной Г.В., Косова А.А., Кравчука С.А. и Евразийской экономической комиссии Бричевой Е.Н., Гордеева А.С., Дорошкевича В.А., Киризлеева Р.О., Наумова А.А., Сафоновой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Джекпот" о признании отдельных положений пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 года N 728, не соответствующими подпункту 5) пункта 2 статьи 96, статьям 209, 210, абзацу шестому подпункта 2) пункта 2 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза,

установила:

Общество с ограниченной ответственностью "Джекпот" (далее - Общество) в обоснование заявленных требований указало, что наряду с другими видами деятельности занималось открытием игорных заведений, залов игровых автоматов, казино, иных игорных домов. В период с 1998 по 2008 год Обществом осуществлялся ввоз игровых автоматов на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал.

При ввозе товары помещались под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 года N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" (далее - Постановление N 883).

В соответствии с Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года (далее - Соглашение от 25 января 2008 года) Комиссией Таможенного союза (далее - КТС) 15 июля 2011 года принято Решение N 728 "О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза" (далее - Решение N 728). Данным Решением утвержден Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - Порядок). По мнению Общества, абзацем третьим пункта 4 Порядка введены ограничения по распоряжению товарами, помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льготы в виде освобождения от уплаты таможенных платежей в связи с их ввозом в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал.

Общество просит признать с даты вступления в силу Решения N 728 норму пункта 4 Порядка в части, устанавливающей обязанность декларанта уплачивать таможенные пошлины в случае совершения в отношении товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный капитал с освобождением от уплаты таможенных пошлин, сделок, предусматривающих переход права собственности на такие товары, после их фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза (далее - ТС) и исключающих возможность их использования иным лицом, чем лицо, в уставный капитал которого они были ввезены, не соответствующей подпункту 5) пункта 2 статьи 96, статьям 209, 210, абзацу шестому подпункта 2) пункта 2 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и нарушающей предоставленное заявителю право на завершение условного выпуска товаров без уплаты таможенных платежей путем их фактического вывоза в таможенной процедуре реэкспорта.

В возражениях Евразийская экономическая комиссия (далее - ЕЭК) указывает на необоснованность заявленных Обществом требований.

При этом ЕЭК ссылается на подпункт 1) пункта 1 и пункт 3 статьи 200 ТК ТС, согласно которым товары, ввезенные в качестве вклада в уставный капитал с предоставлением тарифной льготы, считаются условно выпущенными товарами, имеют статус иностранных товаров и могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот. Пункт 4 Порядка не содержит нормы, устанавливающей обязанность декларанта по уплате таможенных платежей при помещении условно выпущенных товаров, ввезенных в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, под таможенную процедуру реэкспорта. Вопросы, связанные с возникновением и прекращением обязанности декларанта по уплате таможенных платежей, наступлением срока их уплаты, относятся к предмету правового регулирования ТК ТС и положениями данного пункта не регламентируются. ЕЭК считает, что оспариваемый заявителем пункт 4 Порядка соответствует международным договорам, заключенным в рамках ТС и Единого экономического пространства.

В судебном заседании представители Общества заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представители ЕЭК с требованиями заявителя не согласились и просили в их удовлетворении отказать.

Заслушав представителей сторон, заключение советника судьи Задирана С.В., проверив письменные материалы дела, проанализировав международные договоры, действующие в рамках ТС, решения органов ТС, Коллегия Суда считает абзац третий пункта 4 Порядка соответствующим подпункту 5) пункта 2 статьи 96, статьям 209, 210, абзацу шестому подпункта 2) пункта 2 статьи 211 ТК ТС, а заявление Общества не подлежащим удовлетворению.

При принятии решения Коллегия Суда руководствуется Статутом Суда Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 года (далее - Статут от 5 июля 2010 года), Договором об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним от 9 декабря 2010 года (далее - Договор от 9 декабря 2010 года), Регламентом Суда Евразийского экономического сообщества по рассмотрению обращений хозяйствующих субъектов, утвержденным решением Суда Евразийского экономического сообщества от 22 мая 2012 года N 12 (далее - Регламент), а также общепризнанными принципами международного права.

В силу подпункта б) пункта 4 статьи 13 Статута от 5 июля 2010 года, подпункта 1) пункта 1 статьи 2 Договора от 9 декабря 2010 года Суд Евразийского экономического сообщества (далее - Суд) рассматривает дела в рамках ТС по заявлениям хозяйствующих субъектов об оспаривании актов КТС или их отдельных положений.

Согласно пункту 2 статьи 2 Договора от 9 декабря 2010 года основанием для оспаривания актов КТС или их отдельных положений является их несоответствие международным договорам, заключенным в рамках ТС, повлекшее нарушение предоставленных данными международными договорами прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 39 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года КТС упразднена, а ее полномочия переданы ЕЭК.