<Информация> Росприроднадзора <О порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду>
С 22 июля 2014 года в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования начала работу единая справочная служба. С момента начала работы в единую справочную службы поступило свыше 1000 звонков.
Проанализировав тематику наиболее часто задаваемых природопользователями вопросов, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования приводит дополнительные разъяснения законодательства в области внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
на окружающую среду?
Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон) плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении определения плательщика платы за размещение отходов приоритетным является вопрос определения собственника отходов.
Статьей 4 Закона установлено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее - Кодекс) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, действующим законодательством установлено, что плата за размещение отходов взимается с собственника отходов.
В соответствии со ст. 236 Кодекса собственник вправе отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество. При этом отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
В отношении вопросов о переходе права собственности на отходы. Росприроднадзор отмечает, что предусмотренное гр. 14 Порядка заполнения Раздела 4 (Размещение отходов производства и потребления) приложения 1 к приказу Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" конечное размещение отходов предусматривает заключение договоров о конечном размещении отходов.
Такие договора предполагают переход права собственности на отходы к специализированной организации (полигону) аналогично договорам купли-продажи, мены или дарения. Договор о конечном размещении отходов является самостоятельным видом договора отчуждения собственности (отходов). В соответствии с таким договором контрагент (специализированная организация) принимает на себя все обязанности по размещению отходов, в том числе по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет.
В случае если специализированная организация, в соответствии с заключенным договором, не принимает в собственность образованные хозяйствующим субъектом отходы, то право собственности на отходы, а следовательно, и обязанность по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет остаются за хозяйствующим субъектом.
В случае если в договоре аренды предусмотрен переход права собственности на образованные арендатором отходы к арендодателю, то арендодатель осуществляет внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов. В случае если вопрос собственности на образованные арендатором отходы не урегулирован в договоре аренды, то обязанность по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет остаются за арендатором, согласно указанным выше положениям Закона и Кодекса.
Кто освобожден от платы и почему
все-таки необходимо вносить плату за негативное
воздействие на окружающую среду?
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, установленных данной статьей Закона, в том числе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Частью 1 ст. 16 Закона установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Часть 2 ст. 16 Закона устанавливает виды негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата.
Положения об обязанности исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников и размещение отходов закреплены также ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, на основании Определения Конституционного суда от 10.12.2002 N 284-О, признана обязательным публично-правовым платежом.
Необходимо также отметить, что обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду и представлению в установленный законодательством Российской Федерации срок Расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная, иная) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду.
Кроме того, плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится в том числе организациями, осуществляющими деятельность на арендованном оборудовании, являющемся источником загрязнения окружающей среды, и организациями, осуществляющими свою деятельность на арендованных площадях.
Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, ставятся на учет в территориальных органах Росприроднадзора в соответствии с Законом, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду".
С учетом изложенного, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в том числе относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, организации социальной и культурной сферы, а также иные бюджетные организации обязаны исполнять требования законодательства Российской Федерации по расчету и внесению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду за установленные законодательством виды негативного воздействия на окружающую среду.
За невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена административная ответственность, в соответствии со ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенного Федеральным законом от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
Дополнительно Росприроднадзор сообщает, что базовые нормативы платы установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2005 N 410), а приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду: ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей