1. По вопросу оспаривания решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя
1. По вопросу оспаривания решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.
1.1. Императивный характер норм законодательства о государственной регистрации обязывает заявителя соблюсти установленные требования к заполнению заявления о государственной регистрации, в котором, в том числе, должны быть указаны идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), сведения о приобретении обществом доли в уставном капитале, номинальная стоимость и размер доли, принадлежащей обществу после распределения доли. Поскольку отсутствие в заявлении указанных сведений не соответствует формальным требованиям порядка составления и представления документов при государственной регистрации, суды пришли к выводам о законности отказа регистрирующего органа в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице. В то же время суд кассационной инстанции нашел ошибочным вывод судов о правомерности отказа в государственной регистрации в связи с тем, что в заявлении по форме N Р 13001 указан адрес места нахождения юридического лица, отличный от места жительства директора общества, содержащийся в ЕГРЮЛ.
По делу N А54-271/2014 общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений инспекции об отказе в государственной регистрации юридического лица от 27.12.2013 (на основании заявления от 20.12.2013 N 6184, заявления от 20.12.2013 N 6185) и обязании инспекции осуществить государственную регистрацию изменений.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 17.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просило решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Суд кассационной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что представление документов для регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В связи с вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2013 N 454 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 04.07.2013 введены в действие новые формы и требования к их оформлению, утвержденные приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.
В частности в форме N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица" в обязательном порядке должны быть указаны ИНН (при его наличии) и данные документа, удостоверяющего личность; в форме N Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц" в случае перехода обществу доли вышедшего участника необходимо заполнить лист 3 "Сведения о доле в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, принадлежащей обществу".
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается, в том числе, в случае непредставления заявителем определенных указанным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных указанным Федеральным законом и иными федеральными законами случаев представления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с указанным Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Императивный характер приведенных норм о порядке представления документов при государственной регистрации обязывает заявителя соблюсти законодательно установленные требования к заполнению заявления о государственной регистрации, в котором, в том числе, должны быть указаны идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), сведения о приобретении обществом доли в уставном капитале, номинальная стоимость и размер доли, принадлежащей обществу после распределения доли.
Таким образом, представление ненадлежащим образом оформленного заявления следует приравнивать к его непредставлению.
Изложенные выводы соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 08.02.2011 N 12101/10.
При рассмотрении настоящего спора судами установлено, что в заявлениях, представленных в инспекцию для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001) и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (форма N Р14001), относительно лиц, имеющих право действовать без доверенности, не указан идентификационный номер учредителя и директора общества С.Г.А., несмотря на присвоение последней идентификационного номера налогоплательщика 622708955023, сведения о приобретении обществом доли в уставном капитале, номинальная стоимость и размер доли, принадлежащей обществу после распределения доли.
Поскольку отсутствие в заявлении указанных сведений не соответствует формальным требованиям порядка составления и представления документов при государственной регистрации, суды пришли к правильным выводам о законности отказа инспекции в государственной регистрации внесения изменений в сведения об обществе.
Ссылка заявителя жалобы на статью 84 Налогового кодекса Российской Федерации о необязательности указания в заявлении о государственной регистрации идентификационного номера С.Г.А. в силу достаточности сведений о персональных данных, предусмотренных пунктом 1 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации, правомерно отклонена судами, как противоречащая требованиям специальных норм - статей 9, 17, 18 Федерального закона N 129-ФЗ, регулирующих порядок оформления и представления в регистрирующий орган документов для регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице.
Суд кассационной инстанции соглашается с доводами кассационной жалобы об отсутствии у налогового органа оснований для отказа в регистрации в связи с указанием в заявлениях электронной почты при отсутствии направления в регистрирующий орган документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, поскольку данное обстоятельство является технической ошибкой и не поименовано в статье 23 Федерального закона N 129-ФЗ как основание для отказа в государственной регистрации в случае ошибочного указания при представлении документов без использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.
Также суд кассационной инстанции находит ошибочным вывод судов о правомерности отказа в государственной регистрации в связи с тем, что в заявлении по форме N Р 13001 указан адрес места нахождения юридического лица, отличный от места жительства директора общества, содержащийся в ЕГРЮЛ.
Судами не учтено, что согласно пунктам 2, 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее:
1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.);
2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.
Регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица.
В данном случае отказ регистрирующего органа не отвечает упомянутому критерию раскрытия всех мотивов отказа, а следовательно, не может быть признан законным.
Однако учитывая, что указанные ошибочные выводы судов, при наличии иных законных оснований для принятия инспекцией решений об отказе в государственной регистрации, не повлекли принятия неправильного судебного акта, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов.
1.1.1. Поскольку при заполнении заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (форме N Р26001) в нарушение пункта 1.1 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, заявитель не воспользовался установленными в Требованиях к оформлению документов рекомендациями и заполнил его не заглавными, а прописными печатными буквами, что, в частности, препятствует корректной обработке заявлений машинным способом, суд признал правомерным отказ в государственной регистрации.
По делу N А56-52641/2014 Индивидуальный предприниматель С.М.М. (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием о признании незаконными действий Инспекции, выразившихся в отказе в государственной регистрации прекращения деятельности индивидуального предпринимателя и об обязании Инспекции внести в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующие сведения.
Решением от 23.11.2014 заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе заявитель просил данный судебный акт отменить, требования - удовлетворить, указывая на то, что в своем заявлении заявитель выразил волю, направленную на прекращение своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя определен статьей 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган документов, в том числе подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме N Р26001, документа об уплате государственной пошлины, а также документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Согласно пункту 8 статьи 22.3 и пункту 1 статьи 8 Закона о государственной регистрации государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
При этом из содержания пункта 9 статьи 22.3 Закона о государственной регистрации следует, что статус индивидуального предпринимателя считается утраченным после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Иного порядка прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности законодательством не установлено.
Заявитель 08.05.2014 обратился в Инспекцию с нотариально удостоверенным заявлением о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием решения о прекращении данной деятельности (форма N Р26001).
Заявление было направлено в Инспекцию почтовым отправлением с объявленной ценностью и приложением платежной квитанции об оплате государственной пошлины.
20 мая 2014 года Инспекция на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 и статьи 22.3 Закона о государственной регистрации вынесла решение об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности индивидуального предпринимателя со ссылкой на то, что среди представленных на государственную регистрацию документов отсутствует заявление по форме N Р26001, оформленное надлежащим образом, в соответствии с пунктом 1.1 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2013 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Указанное решение было получено заявителем 28.05.2014 и обжаловано в Управление ФНС России 04.07.2014.
В ответе на жалобу заявителя Управлением ФНС России заявителю было разъяснено, что нарушение, послужившее основанием для отказа в государственной регистрации, выразилось в неправильном заполнении формы заявления N Р26001, которое должно осуществляться вручную, чернилами черного цвета заглавными печатными буквами, цифрами и символами.
С учетом обстоятельств дела и представленных доказательств суд правомерно установил, что заявитель при заполнении заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р26001 в нарушение п. 1.1 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2013 N ММВ-7-6/25@, не воспользовался установленными в Требованиях к оформлению документов рекомендациями и заполнил его не заглавными, а прописными печатными буквами, что, в частности препятствует корректной обработке заявлений машинным способом.
Нарушение порядка заполнения установленных форм по существу приравнивается к непредставлению необходимых документов, определенных статьей 22.3 Закона о государственной регистрации, и влечет отказ в государственной регистрации на основании статьи 23 указанного Закона, в связи с чем 20.05.2014 Инспекцией было принято оспариваемое заявителем решение об отказе в государственной регистрации. Нарушений действующего законодательства при принятии указанного решения не допущено.
На основании вышеизложенного оснований для признания незаконными действий Инспекции у суда первой инстанции не имелось.
Кроме того, в письме от 05.08.2014 Инспекция указала, что заявитель вправе вновь подать комплект документов на прекращение его деятельности как индивидуального предпринимателя с исправлением ошибок, допущенных в ранее представленном комплекте документов.
1.2. Установив, что в представленном в регистрирующий орган заявлении содержались сведения о прекращении деятельности филиала, данные о котором не были внесены в ЕГРЮЛ, суды признали правомерным отказ регистрирующего органа в государственной регистрации юридического лица. Судами также было учтено, что действия (бездействие) регистрирующего органа по невнесению сведений о соответствующем филиале в ЕГРЮЛ заявителем не оспаривались.
По делу N А55-16337/2014 общество обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к инспекции о признании незаконным отказа от 15.05.2014 в государственной регистрации изменений в Устав общества, утвержденных на заседании Совета директоров общества, состоявшемся 09.04.2014, и об обязании осуществить государственную регистрацию изменений в Устав общества, утвержденных на заседании Совета директоров общества, состоявшемся 09.04.2014.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.02.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просило указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Представление в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации, не отвечающего требованиям закона, равнозначно его непредставлению.
Согласно пункту 1.1 статьи пункта 1.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании положений пункта 1.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Согласно пункту 4.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган в рамках проверки формы заявления о государственной регистрации проверяет сведения, указанные в данном заявлении.
Формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - Требования), утверждены приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.
Как следует из материалов дела, общество 07.05.2014 обратилось к регистрирующему органу с заявлением по форме N Р13002 для государственной регистрации внесения изменений в Устав заявителя в виде исключения из перечня филиалов Самарской экспедиции по испытанию пластов (СЭИП) в связи с прекращением его деятельности.
Решением регистрирующего органа от 15.05.2014 заявителю отказано в государственной регистрации изменений в учредительные документы, так как в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в отношении общества отсутствуют данные о филиале Самарская экспедиция по испытанию пластов.
Судами сделан правильный вывод о том, что нельзя исключить из ЕГРЮЛ филиал Самарская экспедиция по испытанию пластов, который не внесен в ЕГРЮЛ.
Между тем, общество не представило доказательства того, что указанный филиал внесен в ЕГРЮЛ. Действия регистрирующего органа по невнесению указанного филиала в ЕГРЮЛ заявителем не оспаривались.
Следовательно, заявление по форме N Р13002 для государственной регистрации внесения изменений в Устав заявителя обоснованно расценено регистрирующим органом как оформленное с нарушением требований, установленных пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил в суд доказательств, что оспариваемый отказ регистрирующего органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской деятельности.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
1.3. Поскольку представленное в регистрирующий орган заявление содержало недостоверные сведения об участниках создаваемого в результате реорганизации юридического лица, суды отказали в удовлетворении заявления о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации. При этом суд апелляционной инстанции отметил, что законодательством не предусмотрено участие в создаваемом юридическом лице юридического лица, прекратившего свою деятельность к моменту регистрации вновь созданного общества.
По делу N А40-4689/15 акционерное общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрайонной инспекции, Управлению о признании незаконными решения от 15.10.2014 по форме N Р 50001, решения N 12-34/120098 от 28.11.2014.
Решением суда от 23.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) определен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 14 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган представляется, в том числе, подписанное заявителем заявление о государственной регистрации вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" утверждено Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации по форме N Р12001 (далее - заявление).
Представленное заявителем в Межрайонную инспекцию заявление, а именно лист "Б" приложения к заявлению, содержало сведения о реорганизуемом юридическом лице - акционерном обществе, как об участнике создаваемого Общества с ограниченной ответственностью.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 129-ФЗ реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Согласно положениям пункта 3 статьи 20 Закона N 208-ФЗ общее собрание акционеров реорганизуемого в форме преобразования общества по вопросу о реорганизации общества в форме преобразования принимает решение о реорганизации, которое должно содержать, в том числе, порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью.
Законодательством о государственной регистрации не предусмотрено участие в создаваемом юридическом лице юридического лица, прекратившего свою деятельность к моменту регистрации вновь созданного общества. Иное означало бы противоречие правовой природе самого общества.
При указанных обстоятельствах представленные в регистрирующий орган документы не могут рассматриваться как надлежащим образом оформленные.
Установленная законодательством процедура государственной регистрации носит строго формализованный характер, в связи с чем для ее проведения необходимо не только выполнение требований в части предоставления полного пакета документов, но и в части их соответствия по форме и содержанию установленным нормативными актами формам и порядку их заполнения.
Документы, содержащие недостоверные сведения или оформленные ненадлежащим образом, должны считаться непредставленными.
Кроме того, согласно материалам дела часть акций акционерного общества принадлежит самому обществу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Закона N 208-ФЗ общество вправе приобретать размещенные им акции по решению общего собрания акционеров об уменьшении уставного капитала общества путем приобретения части размещенных акций в целях сокращения их общего количества, если это предусмотрено уставом общества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 72 Закона N 208-ФЗ общество, если это предусмотрено его уставом, вправе приобретать размещенные им акции по решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества, если в соответствии с уставом общества совету директоров (наблюдательному совету) общества принадлежит право принятия такого решения.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 72 Закона N 208-ФЗ акции, приобретенные обществом на основании принятого общим собранием акционеров решения об уменьшении уставного капитала общества путем приобретения акций в целях сокращения их общего количества, погашаются при их приобретении.
Акции, приобретенные обществом в соответствии с пунктом 2 статьи 72 Закона N 208-ФЗ, не предоставляют права голоса, они не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Такие акции должны быть реализованы по цене не ниже рыночной стоимости не позднее одного года с даты их приобретения. В противном случае общее собрание акционеров должно принять решение об уменьшении уставного капитала общества путем погашения указанных акций.
Таким образом, Законом N 208-ФЗ предусмотрен механизм реализации акций, приобретенных обществом.
При этом, участники отношений, регулируемых гражданским законодательством, несут риск осуществления или неосуществления тех или иных действий, влекущих для них соответствующие последствия.
Учитывая изложенное, довод заявителя о том, что он без получения какого-либо встречного предоставления лишается принадлежащих ему акций и не имеет возможности получить долю в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, создаваемого в результате реорганизации, признан судом апелляционной инстанции несостоятельным.
Таким образом, судом первой инстанции решение Межрайонной инспекции об отказе в государственной регистрации обоснованно признано правомерным.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Исходя из положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, их должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Управлением не принималось решение об отказе в государственной регистрации юридического лица общества с ограниченной ответственностью при создании путем реорганизации в форме преобразования.
Решение Управления от 28.11.2014 за N 12-34/120098 вынесено в рамках полномочий, предоставленных вышестоящему налоговому органу положениями пункта 3 статьи 25.6 Закона N 129-ФЗ, является результатом действий вышестоящего налогового органа по рассмотрению жалобы Заявителя на принятое Межрайонной инспекцией решение об отказе в государственной регистрации и соответствует законодательству Российской Федерации о государственной регистрации.
Рассмотрение документов, представленных 08.10.2014 для внесения в ЕГРЮЛ сведений о государственной регистрации юридического лица общества с ограниченной ответственностью при создании путем реорганизации в форме преобразования, по которым 15.10.2014 вынесено решение об отказе в государственной регистрации, Управление не осуществляло.
Оспариваемое решение Управления по жалобе заявителя само по себе не нарушает прав и интересов заявителя, так как непосредственно решение об отказе в государственной регистрации вынесено Инспекцией.
Решением Управления дана оценка правомерности решения, принятого Инспекцией по документам, которые ранее представлялись Обществом в регистрирующий орган.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
1.4. В некоторых случаях при рассмотрении споров о признании недействительными решений об отказе в государственной регистрации прекращении деятельности присоединенного юридического лица суды помимо иных оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований указывают также на злоупотребление правом со стороны реорганизуемых юридических лиц (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации). Вместе с тем необходимо учитывать, что подобные указания делаются судами при наличии конкретных обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении реорганизуемых юридических лиц.
Так, по делу N А60-15647/2014 общество "У. М. - 7" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к регистрирующему органу о признании недействительным решения от 27.03.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица и обязании внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о прекращении деятельности данного общества при реорганизации в форме присоединения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.08.2014 заявленные требования удовлетворены. Решение регистрирующего органа от 27.03.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица признано недействительным. На регистрирующий орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "У. М. - 7".
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 решение суда первой инстанции от 14.08.2014 отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "У. М. - 7" просило постановление суда апелляционной инстанции от 12.11.2014 отменить, решение суда первой инстанции от 14.08.2014 оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, договор о присоединении и передаточный акт.
В силу пунктов 3, 4 статьи 51 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" при реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества. Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ, а также государственная регистрация изменений в уставе осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.
Кроме того, согласно пункту 5 статьи 51 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" реорганизуемое общество после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о его реорганизации. В случае, если в реорганизации участвуют два и более общества, сообщение о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации обществ обществом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным договором о слиянии или договором о присоединении. При этом кредиторы общества не позднее чем в течение тридцати дней с даты последнего опубликования сообщения о реорганизации общества вправе потребовать в письменной форме досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения такого обязательства - его прекращения и возмещения связанных с этим убытков.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, установленный статьей 23 Закона о государственной регистрации, включает в себя непредставление определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Из пунктов 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Судом апелляционной инстанции установлено, что общество "У.М.-У." зарегистрировано в качестве юридического лица 03.07.2013 Межрайонной инспекцией. Руководителем и учредителем данного общества значится З.А.А.; адресом регистрации организации является г. Екатеринбург, ул. Восточная, д. 160а, пом. N 17.
Помещение по данному адресу на праве собственности принадлежит обществу с ограниченной ответственностью "Ф.П.". Согласно сообщению руководителя общества с ограниченной ответственностью "Ф.П." с обществом "У.М.-У." был заключен договор аренды рабочего места от 01.10.2013, сроком действия до 31.12.2013. С 01.01.2014 общество "У.М.-У." прекратило использование помещения по данному адресу, исполнительный орган по указанному адресу не находится, связь с указанным обществом не осуществляется. Единственным участником общества "У.М.-У." 21.10.2013 принято решение N 4 о присоединении к обществу общества "У. М. - 7" и общества с ограниченной ответственностью "У. М. - 5".
После внесения в реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации общество "У.М.-У." дважды с периодичностью один раз в месяц публиковало в средствах массовой информации уведомление о своей реорганизации (20.11.2013, 25.12.2013). В сообщении указан адрес, по которому могут быть предъявлены требования кредиторов, а именно - г. Екатеринбург, ул. Восточная, д. 160А, пом. 17.
Таким образом, суд апелляционной инстанции заключил, что общество "У.М.-У." создано незадолго до процедуры реорганизации (03.07.2013), и подписало упомянутое общество договор аренды рабочего места на период с 01.10.2013 по 31.12.2013 исключительно с целью проведения процедуры реорганизации. После опубликования уведомления о реорганизации общество перестало находиться по данному адресу в связи с окончанием арендных отношений.
В реестр юридических лиц 25.02.2014 внесена запись об изменении адреса места регистрации общества "У.М.-У." на адрес: г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 77.
В ходе осмотра указанного адреса установлено, что по этому адресу расположено административное здание в 7 этажей, общество "У.М.-У." в здании не располагается (акты проверки данных учета сведений об адресе общества "У.М.-У.", составленные налоговым органом).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции установил, что в опубликованном уведомлении о реорганизации юридического лица содержатся недостоверные сведения об адресе общества "У.М.-У.", что является ненадлежащим уведомлением кредиторов о проводимой реорганизации, в заявлении о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица также содержатся недостоверные сведения относительно адреса одной из организаций, участвующих в процессе реорганизации - общества "У.М.-У.".
Поскольку для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с реорганизацией в форме присоединения в регистрирующий орган не представлены все необходимые документы (пункт 1 статьи 23 Закона о регистрации юридических лиц), суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и признания оспариваемого решения регистрирующего органа незаконным.
Данный вывод суда апелляционной инстанции является правильным, соответствует материалам дела и требованиям законодательства.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
По сведениям реестра юридических лиц директором и учредителем общества "У.М.-У." является З.А.А.
В ходе проверочных мероприятий, в частности, в результате допроса З.А.А. (протоколы допроса от 30.05.2014, 29.10.2014) налоговым органом установлено, что он работает таксистом, зарегистрировать на себя юридическое лицо ему предложил С.Р.М., который является директором общества "У. М. - 7". Все действия по регистрации общества "У.М.-У." осуществлялись З.А.А. по просьбе и при участии С.Р.М. О деятельности и работниках общества "У.М.-У." З.А.А. ничего не знает.
Инспекцией в отношении общества "У. М. - 7" проведена выездная налоговая проверка за период с 01.01.2009 по 31.12.2012, по результатам которой составлен акт от 27.05.2013 N 08-34/12 и вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.06.2013 N 08-38/21, на основании которого налогоплательщику начислены налоги, пени, штрафы в общей сумме 41 086 385 руб. 71 коп.
Доначисление налогов произведено с применением расчетного метода в связи с непредставлением налогоплательщиком необходимых первичных документов (подпункт 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации). В ходе выездной проверки обществу "У. М. - 7" неоднократно выставлялись требования о представлении документов; затем налоговым органом вынесено постановление от 05.03.2013 N 08-43/03 о производстве выемки документов и предметов, проведен осмотр помещения офиса налогоплательщика по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 1, оф. 609, в ходе которого наличие документов, необходимых для проведения проверки, не установлено, о чем были составлены протоколы от 05.03.2013 N 01, 258. Налоговым органом 05.03.2013 составлен акт о противодействии проведению выездной налоговой проверки, выразившемся в необеспечении прав должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, ознакомиться с подлинниками всех документов, необходимых для осуществления налоговой проверки.
В ходе выездной налоговой проверки налоговым органом выявлены взаиморасчеты общества "У. М. - 7" с недобросовестными контрагентами и взаимозависимыми организациями, через которые директором данного общества С.Р.М. осуществлялось обналичивание денежных средств.
Решение налогового органа от 28.06.2013 N 08-38/21, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, обжаловано обществом "У. М. - 7" в арбитражный суд. Решением Арбитражного суда Тюменской области от 23.01.2014 по делу N А70-11398/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Судами признано правомерным применение налоговым органом расчетного метода при исчислении налогов и, соответственно, начисление 41 086 385 руб. 71 коп. задолженности.
В период проведения выездной налоговой проверки 08.11.2012 в той же инспекции зарегистрирована и поставлена на налоговый учет организация с аналогичным наименованием - общество "У. М. - 7" (ИНН 7202241604), с аналогичным адресом: г. Тюмень, ул. Комсомольская, 8-27, аналогичным видом деятельности - работы по погружению свай. Учредителем и руководителем в данной организации является С.М.А. - отец С.Р.М. - генерального директора общества "У. М. - 7", в отношении которого проводилась выездная налоговая проверка.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия по реорганизации общества "У. М. - 7" в форме присоединения к обществу "У.М.-У." с номинальным директором и учредителем были направлены, в том числе, на уклонение от уплаты налогов, в связи с чем представляют собой злоупотребление правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления общества "У. М. - 7" о признании недействительным решения регистрирующего органа от 27.03.2014.
1.5. Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд кассационной инстанции признал правомерным отказ в государственной регистрации ликвидации юридического лица, указав, в частности, на то, что, действуя разумно и осмотрительно, налогоплательщик должен был не совершать действий, которые могли бы повлечь за собой неблагоприятные последствия как для самого юридического лица, так и для его кредиторов, в том числе не утверждать ликвидационный баланс до получения результатов камеральной налоговой проверки.
По делу N А13-1457/2015 общество обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции о признании недействительным решения Инспекции от 13.11.2014 об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Решением суда первой инстанции от 17.04.2015, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015, заявление общества удовлетворено. Решение Инспекции от 13.11.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица признано недействительным. На Инспекцию возложена обязанность по осуществлению регистрационных действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о прекращении деятельности общества в связи с его ликвидацией.
В кассационной жалобе Инспекция просила отменить вынесенные решение и постановление и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт - об отказе обществу в удовлетворении заявления.
Суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следовало из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 13.07.2006 Инспекцией.
На основании решения единственного участника общества от 24.06.2014 общество подлежало ликвидации. Этим же решением создана ликвидационная комиссия во главе с председателем Т.А.В.
Информация о принятом решении о ликвидации общества направлена в Инспекцию, а также размещена в журнале "Вестник государственной регистрации" от 09.07.2014. В сообщении, размещенном в указанном издании, кредиторам предложено предъявить ликвидатору свои требования в течение двух месяцев с момента опубликования данного сообщения.
Инспекцией 08.07.2014 инициирована камеральная налоговая проверка налогового расчета сумм, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за финансовый 2013 год, представленного обществом в этот же день.
Акт камеральной налоговой проверки составлен 08.09.2014 и вручен ликвидатору 15.09.2014.
По результатам упомянутой налоговой проверки обществу надлежало уплатить в бюджет неудержанный налог на прибыль с доходов, полученных иностранной компанией от источников в Российской Федерации, за 2013 год в сумме 12 665 445 руб., а также пеней за просрочку платежа - 999 620 руб. 25 коп.
По истечении двухмесячного срока, 10.09.2014 ликвидатором общества составлен промежуточный ликвидационный баланс, в котором отсутствовала указанная сумма кредиторской задолженности.
Сведения о промежуточном ликвидационном балансе общества были внесены Инспекцией в ЕГРЮЛ за ГРН 2143528117929.
После истечения срока на предъявление кредиторами своих требований ликвидатору, а также после расчетов с ними, 05.11.2014 ликвидатором составлен ликвидационный баланс общества. Утвержденный единственным участником общества ликвидационный баланс представлен в Инспекцию с заявлением ликвидатора о прекращении юридического лица в связи с его ликвидацией.
Отказ в государственной регистрации сведений о прекращении юридического лица в связи с ликвидацией общества, оформленный решением Инспекции от 13.11.2014, оспорен обществом в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление Компании, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что мероприятия, предписанные ликвидационной комиссии в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), были выполнены, а необходимые документы, предусмотренные в статье 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), представлены в Инспекцию.
Отклоняя возражения Инспекции о том, что документы, представленные ликвидатором общества, содержали недостоверные сведения о кредиторской задолженности (установленной в ходе камеральной налоговой проверки), суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что наличия только сведений об этом для отказа в совершении регистрационных действий недостаточно. В данном случае, по мнению судов двух инстанций, Инспекции необходимо было предъявить ликвидатору в установленный законом срок указанные требования, либо подтвердить эти требования вступившим в законную силу судебным актом.
В соответствии со статьей 63 ГК РФ в обязанности ликвидационной комиссии, помимо прочего, входит составление промежуточного ликвидационного баланса, а также ликвидационного баланса юридического лица после завершения расчетов с его кредиторами.
Пунктом 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ предусмотрены необходимые документы, подлежащие представлению ликвидатором в регистрирующий орган для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. В частности, одним из основных документов является ликвидационный баланс ликвидируемого юридического лица.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ основанием для отказа в регистрации юридического лица является непредставление ликвидатором определенных указанным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов. При этом предоставляемые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и содержать достоверную информацию.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией и для принятия Инспекцией соответствующего решения послужило представление ликвидатором общества недостоверного ликвидационного баланса.
Инспекция посчитала, что отсутствие в данном документе сведений о задолженности перед бюджетом в установленной актом камеральной проверки сумме, а также сведений о ее погашении обществом, не соответствует действительности и препятствует совершению регистрационного действия.
В обоснование своих возражений Инспекция привела обстоятельства, а также представила доказательства, не опровергнутые обществом, которые подтверждают следующие факты: ликвидатор общества Т.А.В. знал о начале камеральной налоговой проверки, а также участвовал в ней и давал показания; до составления ликвидационного баланса общества ликвидатор получил акт упомянутой налоговой проверки, обжаловал решение от 03.12.2014, вынесенное Инспекцией по итогам камеральной проверки о взыскании с общества задолженности и пеней.
В силу статьи 63 ГК РФ промежуточный ликвидационный баланс предполагает включение в него сведений о размере кредиторской задолженности тех кредиторов, которые предъявили свои требования в установленный срок, а также сведений об активах, за счет которых подлежат удовлетворению требования кредиторов.
Ликвидационный баланс в свою очередь предусматривает отсутствие в нем сведений о кредиторской задолженности в каком-либо размере.
Как видно из материалов настоящего дела, на момент составления промежуточного и ликвидационного балансов в отношении общества проводилась камеральная налоговая проверка.
Согласно пункту 1 статьи 82 и статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка является налоговым контролем за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном указанным Кодексом.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Судами двух инстанций установлено, что Компания как налогоплательщик, в лице ликвидатора, в ходе ликвидации знала об указанной налоговой проверке, а также о том, что законный срок проверки на дату составления промежуточного баланса не истек. Поэтому у налогового органа на тот момент отсутствовали основания для предъявления ликвидатору соответствующего требования в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Действуя разумно и осмотрительно в данном случае, налогоплательщик должен был не совершать действий, которые могли бы повлечь за собой неблагоприятные последствия как для самого общества, так и для его кредиторов, в том числе не утверждать ликвидационный баланс до получения результатов указанной проверки.
В данном случае, не дождавшись результатов проверки, ликвидатор составил промежуточный баланс без учета установленной в ходе налогового контроля обязанности Компании уплатить налоги и иные обязательные платежи.
Отсутствие сведений об этом также было отражено ликвидатором в ликвидационном балансе, составленном уже после проведения налоговой проверки.
Поскольку в ликвидационном балансе, представленном обществом вместе с заявлением о его государственной регистрации в связи с ликвидацией, отсутствовали сведения о кредиторской задолженности, суды пришли к ошибочному выводу об отсутствии у Инспекции оснований для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
По мнению суда кассационной инстанции, сделанные судами выводы не соответствуют фактическим установленным обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм Закона N 129-ФЗ.
Приведенные обществом в заявлении и отзыве на жалобу доводы о том, что на момент подачи заявления в регистрирующий орган ликвидационный баланс ликвидируемого юридического лица отвечал требованиям действующего законодательства, поскольку на дату его утверждения сведения о задолженности по налогам отсутствовали, кассационной инстанцией не принимается в силу фактических обстоятельств дела, опровергающих эти доводы.
Установленные Инспекцией обстоятельства являлись основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица. При этом сами причины недостоверности сведений, содержащихся в ликвидационном балансе общества, не имеют правового значения.
Кроме того, в силу пункта 5 статьи 64 ГК РФ, требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку оспариваемое обществом в судебном порядке решение Инспекции соответствует закону, у суда первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для удовлетворения заявления в полном объеме.
1.6. С учетом того, что помимо недоимки у юридического лица имелась переплата по налогам, которая в общем размере перекрывала образовавшуюся недоимку, суд кассационной инстанции признал недействительным решение об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица в связи с непредставлением ликвидационного баланса, отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами. При этом суд кассационной инстанции отметил, что в такой ситуации само по себе неотражение в ликвидационном балансе упомянутых сумм не свидетельствует о недостоверности баланса, препятствующем государственной регистрации ликвидации юридического лица. Возражения против ликвидации юридического лица могут быть заявлены кредитором такого лица, обладающим реальными требованиями к ликвидируемому лицу.
По делу N А60-30182/2014 общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией от 24.06.2014, обязании регистрирующего органа внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности общества.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2015 решение суда первой инстанции от 06.10.2014 оставлено без изменения, производство по апелляционной жалобе Д.Б.А. прекращено.
В кассационных жалобах общество, Д.Б.А. просили решение суда первой инстанции от 06.10.2014 и постановление суда апелляционной инстанции от 12.01.2015 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следовало из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 17.04.2012.
Участником общества Д.Б.А. 16.12.2013 приняты решения, оформленные протоколом N 3, о ликвидации названного общества, назначении ликвидатором Х.Т.М., направлении в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица.
Сообщение о ликвидации общества опубликовано 25.12.2013 в "Вестнике государственной регистрации". В сообщении указано, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента публикации.
Участником общества Д.Б.А. 11.04.2014 принято решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, оформленное протоколом N 4.
Согласно справке Инспекции N 29234 общество по состоянию на 14.04.2014 не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов.
Решением участника общества от 14.04.2014 N 5 утвержден ликвидационный баланс.
Ликвидатор общества Х.Т.М. 17.06.2014 представил в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001, решение единственного участника общества от 14.04.2014 N 5, ликвидационный баланс, документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, справку об уплате налогов, документ об уплате государственной пошлины, публикацию.
По результатам рассмотрения представленных документов регистрирующим органом принято решение от 24.06.2014 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности общества на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с тем, что ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, следовательно, считается непредставленным.
Полагая, что указанное решение не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании решения Инспекции от 24.06.2014 недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции установил, что на дату подачи обществом документов на государственную регистрацию у данного общества имелась переплата по налогам (справка от 10.06.2014 N 19431), в связи с чем ликвидатор обязан был довести до сведения участника общества соответствующую информацию. Поскольку доказательства информирования участника общества о наличии переплаты по налогам не представлены, то ликвидационные мероприятия в отношении общества не завершены; в связи с этим в действиях ликвидатора имеется злоупотребление правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) и, кроме того, ликвидационный баланс от 14.04.2014 утратил свою актуальность и перестал быть достоверным.
Рассматривая апелляционную жалобу общества, суд апелляционной инстанции установил, что у данного общества имелась не только переплата по налогам в сумме 26 422 руб. 97 коп., но и недоимка по налогу на добавленную стоимость в сумме 3459 руб., при этом данные сведения не были отражены в ликвидационном балансе, поэтому следует считать, что ликвидационный баланс на государственную регистрацию не представлен.
В части рассмотрения требований общества по существу обжалуемые судебные акты подлежат отмене как принятые с нарушением норм материального права.
В соответствии с положениями статей 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (статьи 1, 10 того же Кодекса).
Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом)).
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Кроме того, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
В рассматриваемом случае судами установлено, что на момент получения обществом справки Инспекции N 29234 (14.04.2014) задолженности у данного общества по налогам не имелось. Однако по состоянию на дату вынесения Инспекцией оспариваемого решения (24.06.2014) переплата по налогам составила 26 422 руб. 97 коп., недоимка по налогу на добавленную стоимость - 3459 руб. (требование об уплате налога от 27.06.2014 N 342882).
Поскольку в качестве основания возникновения недоимки указана налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за I квартал 2014 года, представленная в Инспекцию 16.04.2014, то общество не могло не знать о наличии задолженности перед бюджетом. Но при этом у данного общества имелась и переплата по налогам, которая в общем размере перекрывала образовавшуюся недоимку.
С учетом изложенного само по себе неотражение в ликвидационном балансе упомянутых сумм не свидетельствует о недостоверности баланса, препятствующем государственной регистрации ликвидации юридического лица. Возражения против ликвидации юридического лица могут быть заявлены кредитором такого лица, обладающим реальными требованиями к ликвидируемому лицу. В свою очередь судебные акты должны быть направлены на защиту и восстановление нарушенных прав заинтересованного лица (статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, у судов первой и апелляционной инстанций не имелось правовых оснований для вывода о законности решения Инспекции от 24.06.2014 и отказа в удовлетворении заявления общества.
1.7. Учитывая, что жалоба на решение об отказе в государственной регистрации вышестоящим регистрирующим органом не рассматривалась по существу ввиду отсутствия документов, подтверждающих полномочия подписавшего ее лица, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что юридическим лицом не соблюден досудебный порядок обжалования решения об отказе в государственной регистрации.
По делу N А27-62/2015 общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции о признании незаконным решения от 16.10.2014 N 562 об отказе в государственной регистрации юридического лица; обязании регистрирующего органа устранить допущенные нарушения и вынести решение по документам, представленным для государственной регистрации.
Решением суда от 24.02.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Решение Инспекции от 16.10.2014 N 562 об отказе в государственной регистрации юридического лица признано незаконным. Суд обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя путем вынесения в установленном действующим законодательством порядке решения по документам общества, представленным для государственной регистрации.
Не согласившись с решением суда, Инспекция обратилась в Седьмой Арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, просила решение суда отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь, кроме того, на несоблюдение обществом досудебного порядка.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявление общества подлежит оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностных лиц, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на рассмотрение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.
Решением от 16.10.2014 N 562 Инспекция отказала в государственной регистрации юридического лица.
Не согласившись с данным решением, общество 25.11.2014 обратилось с жалобой в Управление.
Решением Управления от 28.11.2014 N 42 жалоба общества оставлена без рассмотрения на основании пункта 1 статьи 25.5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), так как не представлены документы, подтверждающие полномочия Е.А.С. на обращение с жалобой от имени К.Т.А. (ликвидатор общества), что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из соблюдения обществом досудебного порядка урегулирования спора.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда.
22.08.2014 вступил в законную силу Федеральный закон от 21.07.2014 N 241-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", которым установлен обязательный досудебный порядок обжалования решений об отказе в государственной регистрации.
Так, согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 25.2 Закона N 129-ФЗ решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.
Пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком.
Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации установлен главой VIII.1 Закона N 129-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 25.2 названного Закона решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, путем подачи жалобы в порядке, установленном названным Федеральным законом, и (или) обжаловано в судебном порядке.
Заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.
Жалобой в целях указанной главы признается обращение заинтересованного лица в вышестоящий территориальный регистрирующий орган, а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 названного Федерального закона, предметом которого является обжалование решения регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации.
Основания для оставления жалобы без рассмотрения предусмотрены пунктом 1 статьи 25.5 Закона N 129-ФЗ. В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 названной статьи вышестоящий регистрирующий орган или федеральный орган исполнительной власти оставляет жалобу без рассмотрения, если она не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие полномочия представителя на ее подписание.
Доказательства того, в Управление соответствующие документы, подтверждающие полномочия Е.А.С., представлялись, материалы дела не содержат.
Учитывая, что решением Управления от 28.11.2014 жалоба К.Т.А. не рассматривалась по существу ввиду отсутствия документов, подтверждающих полномочия лица, ее подписавшего, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обществом не соблюден досудебный порядок обжалования решения об отказе в государственной регистрации в вышестоящий регистрационный орган.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей