Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

11. Особенности проведения проверок субъектов надзора, эксплуатирующих отдельные виды объектов

11. Особенности проведения проверок субъектов надзора,

эксплуатирующих отдельные виды объектов

11.1. Проведение проверок субъектов надзора, эксплуатирующих опасные производственные объекты, предусматривает:

анализ выполнения требований нормативно-правовых документов по размещению объекта, производственного персонала на объекте и населения на прилегающей территории, которая может оказаться в зоне действия поражающих факторов в случае аварии;

проверку выполнения ранее принятых решений органов государственной власти, государственных надзорных и контрольных органов по вопросам готовности объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

проверку наличия количественных показателей риска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для работников объекта и населения, проживающего в зоне воздействия поражающих факторов источников возможных чрезвычайных ситуаций, как на самом объекте, так и на рядом расположенных опасных объектах, методов их определения;

анализ полноты выполнения мероприятий, направленных на снижение риска и смягчения последствий возможных чрезвычайных ситуаций;

проверку выполнения комплекса мероприятий, предусмотренных актами расследования случаев аварий на промышленном объекте;

анализ соответствия объектового Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, существующим нормам и требованиям;

проверку наличия на объекте и работоспособности технических систем предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций; эффективности систем и средств, исключающих разгерметизацию оборудования и высвобождение потенциально опасных веществ в количестве, способном вызвать образование полей поражающих факторов за пределами территории объекта;

контроль выполнения технических решений по защите людей, технологического оборудования, зданий и сооружений от воздушной ударной волны и продуктов горения, радиоактивного загрязнения, химического заражения, катастрофического затопления;

анализ состояния и характеристик систем обнаружения взрывоопасных концентраций, контроля радиационной и химической обстановки, обеспечивающих оповещение персонала аварийно-восстановительных подразделений или газоспасательных бригад в соответствии с установленными нормативами;

контроль выполнения решений по обеспечению устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, безопасности находящегося в нем персонала и возможности управления процессом в условиях чрезвычайной ситуации;

оценку наличия, мест размещения и надежности резервных источников электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, систем связи, обеспечивающих функционирование объекта при чрезвычайной ситуации и действия аварийно-восстановительных подразделений при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

анализ наличия и состояния систем оповещения о чрезвычайных ситуациях, систем контроля за безопасностью, включая системы по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта (по системам физической защиты и охраны объекта);

анализ готовности сил и средств к локализации и ликвидации возможной чрезвычайной ситуации (укомплектованность личным составом аварийно-восстановительных подразделений, укомплектованность приборами и оборудованием, подготовка руководящего, производственного персонала и личного состава аварийно-восстановительных подразделений и готовность к действиям при чрезвычайных ситуаций);

оценку выполнения решений по обеспечению беспрепятственной эвакуации производственного персонала с территории объекта, ввода и передвижения на объекте сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проверка наличия предусмотренных для данного объекта законодательством Российской Федерации декларации промышленной безопасности и паспорта безопасности критически важного или потенциально опасного объекта;

контроль соблюдения установленных сроков разработки декларации промышленной безопасности и паспорта безопасности критически важного или потенциально опасного объекта;

анализ выводов экспертизы декларации безопасности и выполнения рекомендаций экспертной организации по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

проверку наличия и размещения резервов финансовых и материальных средств для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации (из декларации безопасности);

проверку наличия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

11.2. Проведение проверок субъектов надзора, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, предусматривает нижеследующие дополнительные требования:

определение характера возможных чрезвычайных ситуаций при аварии на гидротехнических сооружениях в соответствии с действующей классификацией;

анализ границ зон возможного затопления для рассматриваемых сценариев аварий на гидротехническом сооружении (для хранилищ жидких отходов промышленных предприятий - дополнительно границ зон вредного воздействия на окружающую среду);

анализ размеров зон действия вторичных поражающих факторов (от аварий на промышленных объектах, вызванных воздействием волны прорыва на здания и сооружения промышленных объектов в зонах затопления);

анализ возможного количества погибших, пострадавших и численности населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности (с учетом воздействия вторичных поражающих факторов и возможного вредного воздействия на окружающую среду);

оценку степеней разрушения зданий и сооружений в зонах возможного затопления (с учетом воздействия вторичных поражающих факторов);

оценку величины возможного ущерба физическим и юридическим лицам в случае аварии;

проверку наличия предусмотренных для данного объекта законодательством Российской Федерации декларации безопасности гидротехнического сооружения и паспорта безопасности критически важного или потенциально опасного объекта;

контроль соблюдения установленных сроков разработки декларации безопасности гидротехнического сооружения и паспорта безопасности критически важного или потенциально опасного объекта;

проверку наличия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

оценку возможностей по локализации и ликвидации аварий на гидротехническом сооружении силами объекта;

анализ необходимости привлечения сил и средств территориальных, региональных или федеральных органов РСЧС к локализации и ликвидации аварий на гидротехническом сооружении.

11.3. Проведение проверок субъектов надзора, эксплуатирующих объекты, расположенные в районах возможного воздействия опасных природных факторов, предусматривает нижеследующие дополнительные требования:

исследование всех возможных опасных природных воздействий на данный объект;

анализ значений природных нагрузок по каждому из опасных природных воздействий с учетом их периодичности и интенсивности воздействия на объект;

оценку последствий возможного воздействия сверх расчетных опасных природных нагрузок на здания, сооружения и технологическое оборудование объекта, выявление степени и характера возможных повреждений;

анализ полученных зон возможного поражения персонала объектов и населения с учетом воздействия вторичных поражающих факторов от аварий, возникающих при повреждении зданий, сооружений и технологического оборудования;

оценку возможного количества погибших, пострадавших, а также количество населения, для которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности;

оценку возможной величины и структуры материального ущерба в результате воздействия опасных природных факторов;

анализ мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в районах возможного воздействия опасных природных факторов с учетом периодичности и интенсивности воздействия сверх расчетных природных нагрузок на здания, сооружения и технологическое оборудование объектов и возможных последствий чрезвычайных ситуаций;

исследование возможностей по локализации и ликвидации вероятной чрезвычайной ситуации силами объекта;

необходимости привлечения сил и средств территориальных, региональных или федеральных органов РСЧС к локализации и ликвидации возможной чрезвычайной ситуации.

11.4. Проведение проверок субъектов надзора, эксплуатирующих опасные объекты, на которых обращаются опасные отходы, предусматривает нижеследующие дополнительные требования:

анализ соответствия класса опасности отходов, определенного по критериям, установленным специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами;

контроль наличия паспорта опасных отходов;

проверку наличия и состояния технических систем, исключающих распространение опасных отходов и возможность возникновения чрезвычайных ситуаций;

контроль подготовки лиц, допущенных к обращению с опасными отходами в части вопросов локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, наличия у них свидетельств (сертификатов) на право работы с опасными отходами;

анализ значений возможных воздействий при обращении с опасными отходами на производственный персонал, население и окружающую природную среду при возникновении чрезвычайной ситуации;

анализ мероприятий по предупреждению и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом возможных воздействий и последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;

оценку возможного количества погибших, пострадавших, а также количество населения, для которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности с учетом обращения опасных отходов;

оценку возможной величины и структуры материального ущерба в результате опасных воздействий при чрезвычайной ситуации, возникающей при обращении с опасными отходами;

исследование возможностей по локализации и ликвидации вероятной чрезвычайной ситуации при обращении с опасными отходами силами промышленного объекта;

анализ необходимости привлечения сил и средств территориальных, региональных или федеральных органов РСЧС к локализации и ликвидации возможной чрезвычайной ситуации при обращении с опасными отходами.