<Письмо> Минтруда России от 25.08.2016 N 19-0/10/П-5304 <О реализации положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ>

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 августа 2016 г. N 19-0/10/П-5304

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 277-ФЗ) внесен ряд изменений в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предусматривающих совершенствование механизмов организации и осуществления соответствующих надзорно-контрольных мероприятий.

Так, согласно статье 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции Федерального закона N 277-ФЗ) при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации. Указанное положение вступает в силу с 1 июля 2017 года.

В настоящее время на территории Российской Федерации применяются нормативные правовые акты органов исполнительной власти СССР и РСФСР, действующие в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, а также нормативные правовые акты, действие которых подтверждено соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так, в соответствии со статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации.

Изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

В настоящее время регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений регулируется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений также осуществляется нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР и РСФСР.

К примеру, статьями 315 - 317 Трудового кодекса Российской Федерации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Аналогичные нормы предусмотрены статьями 10 и 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

До настоящего времени акты, предусмотренные вышеназванными нормами, не изданы, в связи с чем на основании части 1 статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации применяются ранее изданные нормативные правовые акты органов государственной власти бывшего СССР.

При этом вопрос о правомерности применения районных коэффициентов, установленных актами органов государственной власти СССР, неоднократно был предметом рассмотрения высших судебных инстанций (решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N ГКПИ00-505, определение Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2000 г. N КАС00-311, решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 ноября 2002 г. N ГКПИ2002-1165, определение Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N КАС03-73, решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2006 г. N ГКПИ05-1570, определение Верховного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2006 г. N КАС06-31, решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2005 г. N ГКПИ05-1372, определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2006 г. N КАС05-639, решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. N ГКПИ08-1868, определение Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N КАС08-757, решение Верховного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N ГКПИ05-1141, определение Верховного Суда Российской Федерации от 12 января 2006 г. N КАС05-612, решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N ГКПИ02-715), которыми было установлено, что в отсутствие российского правового регулирования вопросов установления районных коэффициентов продолжают действовать нормативные правовые акты бывшего Союза ССР.

Также и по ряду других институтов трудового законодательства имеется значительное число нормативных правовых актов органов исполнительной власти Союза ССР и РСФСР, которые применяются в части, не противоречащей законодательству, например, разделы Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, разделы Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, документы по вопросам охраны труда и т.д.

Кроме того, действие ряда нормативных правовых актов бывшего Союза ССР и РСФСР подтверждено соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так, например, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 при досрочном назначении пенсии по старости применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и ряд других списков работ.

Вместе с тем, конструкция изменений, внесенных Федеральным законом N 277-ФЗ в статью 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предполагает невозможность осуществления проверки требований, установленных в нормативных правовых актах органов исполнительной власти бывшего Союза ССР и РСФСР, тогда как нормы российского законодательства (в частности, Трудовой кодекс Российской Федерации) предусматривают применение нормативных правовых актов органов исполнительной власти бывшего Союза ССР и РСФСР в части, не противоречащей российскому законодательству.

В этой связи, по мнению Минтруда России, возможны риски невыполнения работодателями требований, установленных в нормативных правовых актах органов исполнительной власти бывшего Союза ССР и РСФСР, а также возникает вопрос о действии нормативных правовых актов Российской Федерации, подтверждающих действие на территории Российской Федерации нормативных правовых актов бывшего Союза ССР и РСФСР.

На основании изложенного просим организовать рассмотрение вопросов, связанных с реализацией с 1 июля 2017 года положений статьи 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", на соответствующих рабочих группах Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

А.А.ЧЕРКАСОВ