<Письмо> Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям ГД ФС РФ от 19.12.2016 N 3.12-22/475 <О разъяснении законодательства>

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕДЬМОГО СОЗЫВА

КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ, СОБСТВЕННОСТИ

И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

ПИСЬМО

от 19 декабря 2016 г. N 3.12-22/475

Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел обращение о разъяснении положений законодательства Российской Федерации и сообщает, что в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 года N 17-П официальное, имеющее силу закона (то есть обязательное для всех) разъяснение или толкование положений любого федерального закона может быть дано только актом законодательного органа, который должен приниматься, подписываться и обнародоваться в порядке, установленном для федеральных законов. В этой связи по поставленным вопросам Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, по земельным отношениям и строительству может высказать только свое, не подлежащее обязательному использованию в правоприменительной практике, мнение, которое заключается в следующем.

В соответствии с подпунктом 1 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

По мнению Комитета, в ситуации, когда образование земельных участков в соответствии с проектом межевания территории осуществляется таким образом, что исходными земельными участками являются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и земельные участки, находящиеся в частной собственности лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, в числе прочего необходимо применение института перераспределения земельных участков.

В частности, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.

Таким образом, по мнению Комитета, процедуре предоставления лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно предшествовать перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, путем приведения местоположения его границ в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. После осуществления соответствующего перераспределения допускается образование и предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для дальнейшего предоставления в соответствии с подпунктом 1 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.

Председатель Комитета

Н.П.НИКОЛАЕВ