4. Виды учебной литературы: учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие

4. Виды учебной литературы: учебник, учебное пособие,

учебно-методическое пособие

В образовательном процессе ДШИ используются различные виды учебной литературы. Основными видами учебной литературы являются учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие.

Учебник - вид учебной литературы, в котором излагается система базовых, фундаментальных знаний, обязательных для освоения учащимся в соответствии с учебной программой и на основании федеральных государственных требований.

Учебное пособие - вид учебной литературы, дополняющий или заменяющий частично или полностью учебник. Учебное пособие используется учащимся на занятиях, а также в домашней самостоятельной работе.

Учебное пособие может охватывать не весь предмет, а лишь часть (несколько разделов) учебной программы. В отличие от учебника, учебное пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме, отражать авторские методики и подходы.

В учебной практике ДШИ традиционно используются учебные пособия, содержанием которых являются отдельные формы учебной работы (например, Г. Фридкин "Чтение с листа на уроках сольфеджио", различные сборники этюдов и т.д.), учебное теоретические сведения как основа музыкальной, изобразительной грамоты ("музыкальные прописи", словари и энциклопедии, рабочие тетради и т.д.). К учебным пособиям относятся также репертуарные сборники, сборники упражнений, хрестоматии.

Учебное пособие может содержать только теоретическую или только практическую часть учебного курса. В таком случае в учебном процессе может применяться несколько различных пособий в рамках реализации одного учебного предмета.

Учебно-методическое пособие - особый вид пособия, в структуре и содержании которого объединены два вида учебной литературы - учебного пособия и методических рекомендаций (комментариев). Учебно-методическое пособие содержит дидактические материалы для учащегося и методическую часть, в которой могут быть представлены методы и приемы освоения данного учебного материала, ориентированные на использование их преподавателем. В учебно-методическом пособии могут быть представлены комплексы упражнений, предваряющие последующее формирование соответствующих умений и навыков.

Учебно-методическое пособие используется в урочной и самостоятельной работе учащихся, является особенно ценным для молодых преподавателей, так как содержит методические рекомендации и комментарии, основанные на значительном педагогическом опыте.

Многообразие дополнительных общеразвивающих программ в области искусств, разрабатываемых ДШИ, их краткосрочность и ознакомительный характер содержания с тем или иным видом искусства определяют приоритетность использования в учебном процессе данных образовательных программ учебных пособий и учебно-методических пособий, допускающих значительную вариативность учебного курса, разнообразие методических подходов и принципов, новизну и инновационность в содержании и применяемых технологиях.

Поскольку специфика учебно-методического пособия как элемента УМК в том, что оно используется и преподавателем и учащимся, то текстовая часть пособия должна предусматривать различные подходы в изложении материала. Текст, который обращен к учащемуся, должен быть ему доступен и понятен, а специальные термины должны быть расшифрованы и разъяснены (например, в словаре используемых терминов).

Создание учебно-методической библиотеки в системе ДШИ должно стать гарантом передачи лучших педагогических достижений другим поколениям педагогов и учащихся.