4.1 Оценку результатов деятельности в области охраны труда (ОРД) проводят с целью выяснения текущего состояния в области охраны труда и тенденции его изменения со временем, достижений и упущений организации в области охраны труда, а также в целях сравнения деятельности различных субъектов деятельности (организаций или подразделений).
Результаты деятельности организации в области охраны труда оценивают как с позиции результативности этой деятельности (т.е. степени достижения целей и задач) так и с позиции эффективности этой деятельности (т.е. оптимальности затраченных ресурсов), в том числе выраженной в стоимостной форме.
4.2 Порядок оценки результатов деятельности в области охраны труда представляет собой упорядоченную совокупность (последовательность) постоянных процедур, осуществляемых по типичной модели управления (см. рисунок 1):
а) Планирование - выбор показателей для оценки результатов деятельности (из числа существующих показателей и/или разработка и внедрение новых показателей).
Организация должна использовать подходящие методы контроля процедуры планирования. Выбор показателей для ОРД должен осуществляться таким образом, чтобы была обеспечена возможность определить и продемонстрировать способность элементов системы управления охраной труда достигать запланированные результаты. Если запланированные результаты не достигнуты из-за тех или иных упущений, то должны быть предприняты необходимые коррекции и корректирующие действия по ГОСТ 12.0.230 (подраздел 4.15).
1) сбор данных и информации, относящихся к выбранным показателям по установленным формам отчетности;
2) анализ и преобразование данных (включая их редукцию) в показатели, описывающие результаты деятельности организации в области охраны труда в соответствии с установленными методиками и критериями;
3) оценка показателей и иной информации, описывающих результаты деятельности в сравнении с критериями результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда (КРЭД);
4) подготовка отчета и передача информации о результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда.
в) Проверка и действие - анализ и совершенствование процедур ОРД.
┌────────────────────────────────────────────────────┐
│ Планирование оценки результатов деятельности │
┌────────>│ ┌──────────────────────────────────────────────┐ ├────────┐
│ │ │ Выбор показателей для оценки деятельности │ │ │
│ │ └──────────────────────────────────────────────┘ │ │
│ └────────────────────────────────────────────────────┘ │
│ \/
│ ┌──────────────────────────────────────────────────┐
│ │ Использование данных и информации │
│ │ ┌─────────────────────────────────┐ │
│ │ └────────────────┬────────────────┘ │
│ │ Данные ├────────────────────────>┐ │
│ │ │ │ │
│ │ \/ │ │
│ │ ┌─────────────────────────────────┐ │ │
│ │ │ Преобразование и анализ данных, │ │ │
│ │ │ включая показатели │ │ │
│ │ └────────────────┬────────────────┘ │ │
│ │ Информация ├────────────────────────>│ │
│ │ │ │ │
│ │ \/ │ │
│ │ ┌─────────────────────────────────┐ │ │
│ │ └────────────────┬────────────────┘ │ │
│ │ Результаты │<────────────────────────┘ │
│ │ │ │
│ │ \/ │
│ │ ┌─────────────────────────────────┐ │
│ │ │ Отчетность и распространение │ │
│ │ │ информации │ │
│ │ └─────────────────────────────────┘ │
│ └────────────────────────────────────────────────┬─┘
│ │
│ ┌────────────────────────────────────────────────────┐ │
└─────────┤ Анализ и совершенствование оценки результатов │<───────┘
│ деятельности │
└────────────────────────────────────────────────────┘
Рисунок 1 - Оценка результатов деятельности в области
охраны труда
4.3 При планировании проведения ОРД необходимо учитывать:
- текущую и планируемую производственную и хозяйственную деятельность организации;
- соответствие политике, целям, принятым в организации регламентам и стандартам;
- опасности и риски, которые могут контролироваться и на которые можно повлиять;
- информацию, необходимую для выполнения законодательных и прочих требований;
- информацию о результатах проверок, осуществляемых органами государственного управления, надзора и контроля;
- интересы заинтересованных сторон (в том числе органов государственного управления, надзора и контроля, а также подрядных организаций);
- информацию, необходимую для анализа финансовых аспектов деятельности в области охраны труда;
- необходимость периодического (как правило, ежегодного) сопоставления информации, относящейся к деятельности в области охраны труда;
- данные научных исследований, общую стратегию деловой активности (бизнеса), культурные и социальные факторы;
а) на результатах проведения внешних и внутренних проверок (аудитов) системы и оценке результативности ее процедур;
б) результатах проверки деятельности организации специально уполномоченными органами государственного управления, надзора и контроля в области охраны труда;
в) информации об имевших место происшествиях, заболеваниях, несчастных случаях и авариях, и результатах выполнения мероприятий по ликвидации их последствий;
г) результатах выполнения мероприятий, предусмотренных:
1) планом мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
2) планом мероприятий по совершенствованию системы управления охраной труда;
3) планами подготовки руководящего состава и специалистов организации в области охраны труда;
4) иными планирующими документами в области охраны труда;
д) оценке степени достижения целей по охране труда, установленных в соответствии с политикой организации в области охраны труда;
е) результатах адаптации и интегрирования системы управления охраной труда с другими системами управления, внедренными в организации (при их наличии).
4.5 ОРД также следует проводить с учетом:
- опыта совершенствования управления деятельностью по охране труда в соответствии с требованиями национального законодательства;
- рекомендаций партнеров, инвесторов, общественных объединений и иных заинтересованных сторон в области охраны труда;
4.6 Руководством организации в рамках функционирования системы управления охраной труда должны быть предусмотрены финансовые, материальные, людские и временные ресурсы, необходимые для проведения ОРД.
4.7 Методология и процедуры ОРД должны соответствовать местоположению и типу организации, ее потребностям и приоритетам. ОРД должна быть экономически оправданной и представлять собой специальный вид деятельности, который регулярно и на постоянной основе осуществляется в организации.
4.8 В зависимости от возможностей и ресурсов организации ОРД может затрагивать только отдельные элементы (аспекты) деятельности в области охраны труда, обладающие, по мнению руководства, наибольшим приоритетом. Со временем такие элементы (аспекты) деятельности должны быть расширены.
4.9 Линейные руководители играют ключевую роль в процедурах ОРД. Те из них, кто несет персональную ответственность за проведение ОРД, должны обладать необходимой компетентностью в данном вопросе.
4.10 При расчете эффективности мероприятий по охране труда с позиций экономических показателей следует учитывать то, что экономическая эффективность может быть подсчитана или оценена различными методами. Общая экономическая эффективность от поддержания работ по охране труда на должном уровне оценивается с помощью суммарного полученного продукта за счет улучшения условий труда, а также суммарного предотвращенного ущерба за счет сокращения случаев утраты трудоспособности. Суммарный предотвращенный ущерб равен сумме недополученного из-за утраты трудоспособности продукта и стоимости расходов по социальному обеспечению пострадавшего или оставшихся без кормильца иждивенцев.
Экономическая эффективность может быть оценена как интегрально на основе тех или иных экономических макропоказателей, так и детально на основе микроэкономических расчетов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей