<Письмо> ФАС России от 13.02.2018 N РП/9241/18 "Информация о рассмотрении территориальными органами ФАС России жалоб в отношении уполномоченных органов и сетевых организаций"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
от 13 февраля 2018 г. N РП/9241/18
О РАССМОТРЕНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ФАС РОССИИ ЖАЛОБ
В ОТНОШЕНИИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНОВ И СЕТЕВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Федеральная антимонопольная служба по итогам мониторинга рассмотрения жалоб на акты и (или) действия (бездействие) уполномоченных органов в сфере градостроительных отношений (далее - уполномоченный орган) и организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей (далее - сетевая организация), при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, сообщает.
За 2016 - 2017 гг. в территориальные органы ФАС России поступило всего 85 жалоб на действия (бездействие) органов власти и сетевых организаций. Наибольшее количество жалоб было подано в Крымское УФАС России (12 жалоб), Чувашское УФАС России (8 жалоб), Московское областное УФАС России (6 жалоб) и Краснодарское УФАС России (6 жалоб).
Статистика рассмотрения жалоб представлена на рисунках 1 и 2.
В 2016 году всего поступило 39 жалоб, из них:
В 2017 году всего поступило 46 жалоб, из них:
Несмотря на то, что за три квартала 2017 года жалоб поступило больше, чем за 2016 год, механизм административного обжалования в строительстве не заработал в полной мере.
По результатам анализа факторов, препятствующих развитию института административного обжалования в строительстве, ФАС России во взаимодействии с территориальными органами ФАС России установлены следующие:
- низкий уровень информированности хозяйствующих субъектов о возможности обжалования в антимонопольный орган процедур в строительстве;
- отсутствие возможности обжаловать действия органов власти по таким основаниям, как незаконный отказ в приеме документов и заявлений, а также предъявление к заявителю или документам требований, не предусмотренных нормативными правовыми актами;
- исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (за исключением жилищного строительства) вступили в силу только в 2017 году;
- опасения участников строительного рынка конфликтовать с уполномоченными органами, и, как следствие, столкнуться с административным давлением в дальнейшем.
В 2016 году рассмотрению подлежали жалобы лишь на процедуры в сфере жилищного строительства. В 2017 году вступили в силу новые перечни, разработанные Минстроем России совместно с ФАС России.
от 30.04.2014 N 403 |
||
от 07.11.2016 N 1138 |
||
от 27.12.2016 N 1504 |
||
от 28.03.2017 N 346 |
||
от 17.04.2017 N 452 |
ФАС России и ее территориальные органы продолжают проводить работу по информированию участников рынка строительства о механизме обжалования административных процедур в строительстве.
Данный механизм был освещен в ходе заседания Координационного совета (штаба) при Минстрое России по мониторингу исполнения органами власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и сетевыми организациями законодательства о градостроительной деятельности, Форуме региональных строителей и на других площадках.
17.10.2017 ФАС России совместно с Минстроем России было проведено заседание Экспертного совета по развитию конкуренции в строительной отрасли, в рамках которого также обсуждались возможности административного обжалования актов и (или) действий (бездействия) органов власти и сетевых организаций. Членам Экспертного совета для информирования предпринимателей и размещения на их официальных сайтах направлена подробная информация о порядке обжалования актов и действий органов власти в сфере строительства и сетевых организаций.
Соответствующие информационные материалы размещены на официальном сайте ФАС России.
Информация о механизме административного обжалования в строительстве также размещена на официальных сайтах некоторых территориальных органов ФАС России.
Вместе с тем, дополнительно направляем соответствующие информационные материалы в целях их размещения на официальных сайтах территориальных органов ФАС России.
ФАС России также рекомендует освещать на официальных сайтах территориальных органов результаты рассмотрения жалоб, в том числе положительные примеры восстановления нарушенных прав с помощью механизма административного обжалования в строительстве.
Одновременно сообщаем, что с целью расширения перечня оснований для обжалования актов и (или) действий (бездействия) органов власти в сфере градостроительных отношений в части незаконного отказа в приеме документов и предъявления не предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами требований к документам и заявителю, ФАС России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" и внесен в Правительство Российской Федерации.
В целях единообразия правоприменительной практики в дополнение к ранее направленным разъяснениям ФАС России от 07.12.2015 N ИА/69780/15 и от 11.10.2017 N РП/70053/17 сообщаем следующее.
1. В порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает в том числе жалобы:
- на акты и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций (далее - уполномоченный орган) при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- на действия (бездействие) территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организации водопроводно-канализационного хозяйства), организации, осуществляющей горячее водоснабжение, газораспределительной организации, теплоснабжающей организации (далее - организация, осуществляющая эксплуатацию сетей) при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.
В части 1 статьи 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.
Вместе с тем, частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции круг заявителей, которые вправе подать жалобы на нарушение уполномоченным органом или организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства, ограничен юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
Таким образом, заявителем может являться любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
1.1. В ФАС России поступали запросы разъяснений относительно возможности направления саморегулируемыми организациями в интересах своих членов жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Учитывая вышеизложенное, направление жалоб саморегулируемыми организациями в интересах своих членов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции не предусмотрено (за исключением случая, предусмотренного частью 8 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции). Такие жалобы, при поступлении, должны быть рассмотрены в порядке, предусмотренном статьей 44 Закона о защите конкуренции.
1.2. По результатам анализа запрашиваемой информации также была выявлена практика прекращения рассмотрения жалоб в связи с тем, что заявитель признавался лицом, не являющимся субъектом градостроительных отношений, вследствие введения жилого дома, застройщиком которого являлся заявитель, в эксплуатацию. Согласно выводам, сделанным территориальным органом ФАС России, круг заявителей, которые вправе подать жалобы на нарушение уполномоченным органом или организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства, ограничен юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, являющимися участниками градостроительных отношений.
Вместе с тем, как отмечалось ранее, исходя из положений части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в случае, если жалоба подана застройщиком жилого дома, введенного на момент подачи жалобы в эксплуатацию, однако по мнению такого застройщика его права или законные интересы нарушены в результате осуществления в отношении него процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, такая жалоба подлежит рассмотрению по существу в установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции порядке. Прекращение рассмотрения жалобы по вышеуказанным основаниям является необоснованным.
2. Дополнительно обращаем внимание на необходимость ежеквартально направлять в электронном виде информацию, о поступивших в территориальное управление жалобах на адрес delo@fas.gov.ru не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Приложения N 1 и N 2, форма которых содержится в приложении к письму от 11.10.2017 N РП/70053/17, просим направлять в электронном виде в формате Excel.
Информация представляется строго за отчетный период.
В приложениях N 1 и N 2 обязательно указываются реквизиты принятых решений и выданных предписаний и основания возврата или прекращения рассмотрения жалобы. Просьба прикладывать копии соответствующих решений, предписаний и писем.
В приложении N 1 в графе "Основания обжалования в территориальный орган ФАС России" необходимо указывать соответствующие подпункты пункта 2 части 1 и пункта 3 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Если в территориальный орган ФАС России соответствующие жалобы не поступали, просьба указывать такую информацию в тексте письма, приложения N 1 и N 2 прикладывать не требуется.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей