Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

7.2.3. Однородность товаров и/или услуг и сходство обозначений

Степень однородности товаров и/или услуг тесно связана со степенью сходства обозначений, предназначенных для их маркировки.

В ситуации, когда заявленное обозначение и противопоставленный товарный знак (обозначение) являются тождественными или незначительно отличаются друг от друга, т.е. почти тождественны, однородными могут быть признаны товары и связанные с этими товарами услуги.

Например, в этом случае однородными могут быть признаны товары "автомобили" (12 класс) и услуги "ремонт и техническое обслуживание автомобилей" (37 класс).

п. 3.1.6. Методических рекомендаций по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания, утв. приказом Роспатента от 31 декабря 2009 г. N 198

При наличии противопоставленного товарного знака или блока противопоставленных товарных знаков одного и того же правообладателя, зарегистрированных для широкого и разнообразного диапазона товаров (как в пределах разных классов МКТУ, так и в пределах одного класса МКТУ), может быть расширен круг товаров, рассматриваемых как однородные.

Например, обозначение заявлено для следующего перечня товаров 9 класса МКТУ: "автоматы торговые; аппараты кассовые". Противопоставленный товарный знак зарегистрирован для следующего перечня товаров 9 класса МКТУ: "аппараты для передачи звука, проекционные, телеграфные, телефонные, факсимильные; приборы и инструменты астрономические, геодезические, для взвешивания, навигационные, оптические, физические, химические; приборы измерительные, метеорологические; компьютеры, принтеры, модемы; телевизоры; устройства и оборудование спасательные".

Правообладателю противопоставленного товарного знака принадлежит исключительное право его использования в отношении множества разных групп товаров. В рассматриваемой ситуации в результате применения тождественных знаков или знаков с высоким уровнем сходства разными изготовителями для перечисленных выше заявленных и противопоставленных товаров у потребителя может возникнуть представление о принадлежности этих товаров одному изготовителю. Следовательно, эти товары могут рассматриваться как однородные.

В качестве другого примера может быть рассмотрена следующая схожая ситуация.

Обозначение заявлено для товаров 21 класса МКТУ "щетки обувные, губки для придания блеска обуви" и товаров 26 класса МКТУ "шнурки для обуви". При экспертизе заявленного обозначения установлено, что оно сходно до степени смешения с тремя товарными знаками, принадлежащими одному правообладателю. Противопоставленные товарные знаки зарегистрированы для товаров разных классов МКТУ, а именно:

- один товарный знак зарегистрирован для товаров 3 класса МКТУ "кремы косметические; мыла; духи; дезодоранты для личного пользования";

- другой товарный знак зарегистрирован для товаров 18 класса МКТУ "бумажники; зонты; кошельки; ремешки кожаные; сумки женские; чемоданы";

- третий товарный знак зарегистрирован для товаров 25 класса МКТУ "обувь; одежда".

В этой ситуации также указанные заявленные товары 21, 26 классов МКТУ могут рассматриваться как однородные перечисленным противопоставленным товарам 3, 18, 25 классов МКТУ.

п. 3.1.8 Методических рекомендаций по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания, утв. приказом Роспатента от 31 декабря 2009 г. N 198