Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

4.2.1. Обозначения, противоречащие общественным интересам

В некоторых случаях использование слова, словосочетания или фразеологизма по отношению к определенному товару и/или услуге может рассматриваться как противоречащее общественным интересам. Примеры подобных ситуаций приведены ниже.

1. В регистрации в качестве товарного знака было отказано обозначению "ДОЛГОЖИТЕЛЬ" в отношении товаров 32 класса "пиво", 33 класса "алкогольные напитки" и услуг 42 класса МКТУ "обеспечение пивом, алкогольными напитками" как противоречащему общественным интересам по следующим основаниям: долгожитель - человек отличающийся долголетием, а алкогольные напитки и пиво оказывают разрушительное действие на здоровье человека.

2. Было принято решение об отказе в регистрации обозначения "Свежая головушка" в качестве товарного знака в отношении товаров 33 класса МКТУ "алкогольные напитки (за исключением пива)" как противоречащему общественным интересам в связи с тем, что заявленное обозначение формирует положительное отношение к употреблению алкогольной продукции и указывает на положительный эффект при ее употреблении.

3. Было принято решение об отказе в регистрации обозначения "В КАЖДОМ ЕСТЬ ЧТО-ТО РУССКОЕ" в качестве товарного знака в отношении товаров 33 класса МКТУ "алкогольные напитки" в связи с тем, что использование данного обозначения для маркировки алкогольной продукции способно породить в сознании потребителей представление о том, что употребление алкоголя присуще русскому человеку, и тем самым указывает на его склонность к пьянству. Возникновение подобных ассоциаций носит негативный характер, поскольку порочит конкретный народ и тем самым затрагивает честь и достоинство нации, не соответствует современным тенденциям, направленным на борьбу с чрезмерным употреблением алкогольных напитков.

В связи с противоречием общественным интересам может быть отказано в регистрации в качестве товарного знака обозначениям, воспроизводящим названия известных в Российской Федерации произведений науки, литературы и искусства или их фрагментов, перешедших в общественное достояние.

Например, было отказано в регистрации в качестве товарного знака обозначению "Лебединое озеро", которое является названием всемирно известного балета российского композитора П.И. Чайковского. Обозначение "Лебединое озеро" было заявлено на регистрацию американской фирмой в отношении ликероводочных изделий. При экспертизе заявленного обозначения был сделан вывод о том, что это обозначение применительно к ликероводочным изделиям противоречит общественным интересам.

К обозначениям, противоречащим общественным интересам относятся также обозначения, написание которых нарушает правила орфографии.

Например, было отказано в регистрации в качестве товарного знака обозначениям "ЦИРКОВНОЕ" и "ЦИРКОВНЫЙ" как противоречащим общественным интересам, заявленным в отношении товаров 33 класса МКТУ "алкогольные напитки (за исключением пива)".

Также к обозначениям, противоречащим общественным интересам, можно отнести обозначения, включающие в свой состав символы проводимых в Российской Федерации спортивных и иных официальных мероприятий. Например, включение в состав заявленного на регистрацию обозначения официальных символов XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи ("Олимпийский", "Олимпиада", "Сочи 2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic Winter Games", "Olympic Games", "Sochi 2014") без согласия на то Международного олимпийского комитета.

ст. 7 ФЗ от 01 декабря 2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Приведем пример.

На регистрацию по заявке N 2007720624 было заявлено обозначение Олимпиада-2014, при этом заявителем не было представлено согласие Международного олимпийского комитета на регистрацию заявленного обозначения. По результатам экспертизы заявленного обозначения было вынесено решение об отказе в государственной регистрации товарного знака.

В то же время может быть зарегистрировано в качестве товарного знака заявленное обозначение 00000158.jpg (заявка N 2015705139), содержащее в своем составе словесный элемент "SOCHI" в сочетании с общепринятым сокращением "DR" от слова "Doctor", так как входящий в состав заявленного обозначения элемент "SOCHI" никоим образом не ассоциируется с олимпийским или паралимпийским движением и в данном случае речь идет о включении в состав знака элемента, являющегося местом нахождения заявителя и местом оказания услуг и производства и сбыта товаров, что не требует получения разрешения компетентного органа.

Кроме того к обозначениям, противоречащим общественным интересам, можно отнести обозначения, тождественные (имеющее незначительные отличия) зарегистрированному на имя того же лица товарному знаку.

Данные положения подтверждаются решениями судов. Так, СИП в удовлетворении требований о признании недействительным решения Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2014712526 было отказано. Роспатентом было принято решение об отказе в государственной регистрации обозначения ЮЖНЫЙ САД, заявленное на регистрацию в качестве товарного знака по заявке N 2014712526 на имя заявителя в связи с тем, что заявитель на момент подачи заявки уже являлся правообладателем товарного знака ЮЖНЫЙ САД по свидетельству N 517703.

Постановление президиума СИП от 02 мая 2017 по делу N СИП-711/2016

При этом в рассматриваемом постановлении президиума СИП была дана ссылка на положения обзора судебной практики, в соответствии с которыми "серией товарных знаков являются товарные знаки одного правообладателя, зависимые друг от друга, связанные между собой наличием одного и того же доминирующего словесного или изобразительного элемента, имеющие фонетическое и семантическое сходство, а также несущественные графические отличия, не изменяющие сущность товарных знаков".

п. 33 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 сентября 2015

Вместе с тем в постановлении президиума СИП в раскрытие указанных выше положений также установлено, что "как серия товарных знаков не могут быть квалифицированы товарные знаки, в которых имеющиеся отличия настолько незначительны, что потребитель их может не заметить",

При этом в отношении обозначения по заявке N 2014712526, являвшегося предметом рассмотрения, установлено, "что старший товарный знак и обозначение по младшей заявке являются тождественными, а то обстоятельство, что обозначение по младшей заявке выполнено более жирным шрифтом, чем старший товарный знак, не влияет на восприятие сравниваемых товарных знаков как тождественных". Также отмечено, что "исходя из положений законодательства, не может быть два или три исключительных права, одинаковых по содержанию, на одно и то же средство индивидуализации, поскольку в таком случае право перестает быть исключительным".

В рассматриваемом постановлении президиума СИП установлено, что в положениях законодательства перечень случаев, когда государственная регистрация товарного знака может противоречить общественным интересам, не является исчерпывающим, и в подобной ситуации, когда на имя того же заявителя заявлено обозначение, имеющее незначительные отличия от зарегистрированного товарного знака, регистрация такого обозначения противоречит общественным интересам.