38. Динамика развития банковской системы свидетельствует о постепенном восстановлении банковской деятельности после кризиса 1998 года. В то же время для повышения эффективности реформирования банковской системы требуется принятие мер по дальнейшему совершенствованию правового обеспечения банковской деятельности.
Целями Правительства Российской Федерации и Банка России в этой сфере являются:
повышение эффективности и конкурентоспособности банковского сектора;
укрепление устойчивости банковского сектора;
минимизация системных банковских рисков;
повышение качества реализации банковским сектором функций по аккумулированию сбережений населения и предприятий, их трансформации в кредиты и инвестиции;
восстановление и укрепление доверия к российской банковской системе со стороны инвесторов, в том числе иностранных, а также населения;
предотвращение использования банковской системы для уклонения от уплаты налогов;
дальнейшее совершенствование управления государственными банками.
Для реализации этих целей Правительство Российской Федерации и Банк России предпримут меры по принятию Государственной Думой федеральных законов, защищающих права кредиторов и вкладчиков, расширяющих возможности банковского надзора, влекущих ликвидацию несостоятельных банков, способствующих повышению деловой квалификации сотрудников, осуществляющих регулирование и надзор за кредитными организациями. Будут приняты меры по повышению информационной открытости банковской деятельности и корпоративной структуры банков, обеспечению равноправной конкуренции банков независимо от форм их собственности.
39. Правительство Российской Федерации и Банк России будут осуществлять политику, направленную на ускорение темпов реформирования банковского сектора, разработают стратегию его развития. Государственная политика в отношении банковского сектора будет основываться на сохранении и укреплении рыночных принципов деятельности кредитных организаций, использовании косвенных методов воздействия на процессы, происходящие в банковской сфере. Влияние Правительства Российской Федерации и Банка России на банковскую систему будет осуществляться главным образом по линии совершенствования законодательства, регулирующего деятельность кредитных организаций, контроля за исполнением требований нормативных правовых актов. Непосредственное воздействие государства на деятельность кредитных организаций через участие в их капитале будет сокращаться. Задачами Правительства Российской Федерации и Банка России в отношении регулирования банковского сектора являются:
а) обеспечение невмешательства в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
б) обеспечение единообразного подхода к кредитным организациям или их клиентам;
в) обеспечение строгого соблюдения законодательно установленных принципов антимонопольного регулирования в целях содействия конкуренции на финансовых рынках;
г) развитие законодательных основ системы надзора за деятельностью кредитных организаций, совершенствование законодательства, препятствующего использованию банков для проведения незаконных операций и сомнительных сделок, в том числе направленных на отмывание доходов, полученных преступным путем.
Правовая и институциональная основа
40. Подготовленные Правительством Российской Федерации и Банком России поправки к Федеральным законам "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности" Государственная Дума планирует принять во втором чтении в апреле 2001 года. Вступление в действие указанных законопроектов предполагается в конце июня 2001 года.
Эти поправки устанавливают, что недостаточность капитала кредитной организации является основанием для обязательного отзыва лицензии на осуществление банковских операций, определяют процедуру ликвидации кредитной организации; обязывают кредитные организации приводить уставный капитал в соответствие с величиной собственных средств (капитала), определенной Банком России; ужесточают процедуры лицензирования кредитных организаций, особенно за счет повышения требований, предъявляемых к руководителям и акционерам (участникам) кредитных организаций; повышают требования к отчетности кредитных организаций. Указанные поправки направлены на совершенствование процедуры ликвидации кредитных организаций после отзыва у них лицензии и решение существующих в настоящее время проблем в области корпоративного управления банками.
Одним из важных вопросов реформы банковского сектора является принятие поправок к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" и к Гражданскому кодексу Российской Федерации, направленных на совершенствование порядка защиты кредиторов, требования которых обеспечены залогом, в случае банкротства (включая банкротство кредитных организаций). Правительство Российской Федерации намерено подготовить проекты соответствующих законов и приложить необходимые усилия для их принятия Государственной Думой до конца декабря 2001 года. Правительство Российской Федерации и Банк России предпримут в 2001 году необходимые усилия по внесению изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", предусматривающих выход Банка России из состава акционеров российских загранбанков.
41. Банк России и Правительство Российской Федерации придают большое значение совершенствованию прозрачности отчетности и повышению доверия к банковскому сектору. Банк России разрабатывает меры и осуществляет координацию деятельности кредитных организаций по приближению действующих стандартов бухгалтерского учета к Международным стандартам финансовой отчетности. Банк России подготовит финансовую отчетность за 2000 год в соответствии с МСФО, за исключением стандартов по консолидации и гиперинфляции. Финансовая отчетность Банка России за 2001 год будет доработана в целях приведения ее в большее соответствие с МСФО. Банк России осуществляет мониторинг пилотного проекта, разработанного при содействии ТАСИС и направленного на реформу действующей в кредитных организациях системы бухгалтерского учета и отчетности с целью введения усовершенствованной практики представления банками отчетности, начиная с 1 января 2002 года. До конца декабря 2001 года Правительство Российской Федерации и Банк России определят меры организационно - правового характера, необходимые для полного перехода организаций и банков на отчетность в соответствии с МСФО, и разработают график устранения имеющихся ограничений с целью обеспечить переход на МСФО с 1 января 2004 года.
42. В настоящее время еще не определена эффективно действующая процедура ликвидации банков, у которых Банк России отозвал лицензии. В этой связи Правительство Российской Федерации совместно с Банком России с учетом рассматриваемых в настоящее время в Государственной Думе изменений в банковском законодательстве разработает до конца июня 2001 года меры по совершенствованию процедуры ликвидации банков.
Действия в отношении проблемных банков
43. После внесения изменений в Федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности" Банк России совместно с собственниками банков примет меры по приведению уставного капитала отдельных банков в соответствие с величиной их собственных средств, в случае отсутствия такой возможности отзовет лицензии у банков на основании нового банковского законодательства. Банк России будет применять все предусмотренные федеральным законодательством меры, включая возбуждение процедур банкротства или ликвидации в отношении любых банков, реализация планов финансового оздоровления которых будет признана неудовлетворительной.
44. Деятельность государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (АРКО) и перевод банков под ее управление будут осуществляться в соответствии с Федеральным законом "О реструктуризации кредитных организаций". С июля 2000 года ни один банк не был переведен под управление АРКО. Основными задачами АРКО в 2001 - 2002 годах станут завершение реструктуризации уже переданных в его ведение банков и подготовка находящихся в его ведении реформируемых банков для повторной приватизации. Дальнейшая роль АРКО будет определена при разработке совместной стратегии развития банковской системы.
Стратегия в отношении банковского сектора
45. В рамках реализации стратегии развития банковского сектора Правительство Российской Федерации и Банк России будут содействовать рекапитализации банков и их слиянию. В среднесрочной перспективе будут приняты меры, предусматривающие перевод предприятий на Международные стандарты финансовой отчетности, улучшение защиты прав кредиторов и инвесторов.
До конца июля 2001 года Банк России проведет обзор деятельности в России банков, созданных с участием иностранного капитала, на основании которого к концу сентября 2001 года совместно с Правительством Российской Федерации разработает меры, содействующие расширению деятельности банков с участием иностранного капитала, в том числе по свободной репатриации прибыли. Правительство Российской Федерации и Банк России не будут вводить ограничений для участия иностранного капитала в банковском секторе.
46. До конца сентября 2001 года Банк России и Правительство Российской Федерации примут совместную стратегию, в основу которой будет положена концепция Банка России о развитии банковского сектора. При разработке стратегии развития банковского сектора будет учтена роль основных государственных банков, а также меры по повышению устойчивости работы частных банков и обеспечению недискриминационного конкурентного режима. Правительство Российской Федерации будет воздерживаться от создания новых государственных банков либо от предоставления действующим банкам привилегий. Обзор финансовой деятельности Сбербанка России силами внешних консультантов завершен, а анализ стратегии развития Сбербанка России начнется в ближайшее время с участием внешних консультантов. Ожидается, что он будет завершен летом 2001 года. В отношении Внешэкономбанка Правительство Российской Федерации намерено разделить функции агента по обслуживанию внешнего долга и функции кредитной организации. До середины 2001 года будет разработан план этой работы, а до конца сентября 2001 года - стратегический план развития создаваемой кредитной организации. В отношении Внешторгбанка до конца июня 2001 года Правительство Российской Федерации совместно с Банком России утвердят техническое задание для подготовки стратегического обзора, промежуточный отчет по которому будет подготовлен до конца сентября 2001 года, а окончательный отчет будет завершен до конца ноября 2001 года. Правительство Российской Федерации по согласованию с Банком России признало целесообразным руководствоваться сроком 1 января 2003 года в качестве предварительного ориентира выхода Банка России из капитала Внешторгбанка.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей