1. Общие положения

Настоящие методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 11 плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2016 г. N 1919-р, в целях формирования системы оценки качества дополнительных профессиональных программ для федеральных государственных гражданских служащих (далее соответственно - Программы, гражданские служащие).

Оценка качества Программ, реализуемых в течение года, является важнейшим этапом кадровой работы по организации мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих, создающим основу для планирования и реализации дополнительного профессионального образования гражданских служащих в очередном году.

Учитывая необходимость осуществления контроля качества реализуемых федеральными государственными органами мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих, предложения Минтруда России по проведению оценки эффективности обучения гражданских служащих ежегодно направлялись в федеральные государственные органы (письма Минтруда России от 4 мая 2017 г. N 18-3/10/В-3501 и от 28 июня 2018 г. N 18-3/10/В-4800). Вместе с тем, сохранялась потребность в определении общих подходов к проведению комплексного анализа результатов обучения гражданских служащих и формированию рейтинга Программ.

Предусмотренный настоящими методическими рекомендациями единый механизм оценки качества Программ и определения их рейтинга сформирован с учетом указанных выше предложений Минтруда России, а также анализа результатов мониторинга организации федеральными государственными органами дополнительного профессионального образования гражданских служащих, проведенного Министерством в 2016 - 2017 годах.

Оценку качества Программ для гражданских служащих представляется целесообразным осуществлять на основе комплексного анализа информации, получаемой от:

- гражданского служащего, прошедшего повышение квалификации или профессиональную переподготовку;

- непосредственного руководителя гражданского служащего, прошедшего повышение квалификации или профессиональную переподготовку.

Гражданскому служащему, как получателю образовательной услуги, предлагается оценить не только содержание, но и иные (в том числе организационные) характеристики освоенной дополнительной профессиональной программы, а непосредственному руководителю гражданского служащего, как лицу, заинтересованному в его профессиональном развитии, предлагается оценить результативность обучения гражданского служащего (влияние полученных гражданским служащим в ходе обучения знаний и умений на результаты профессиональной служебной деятельности).

В целях соблюдения единых подходов к оценке качества Программ для гражданских служащих предлагается руководствоваться следующими принципами:

единство требований к процедуре оценки;

сопоставимость получаемой информации;

регулярность получения информации;

доступность информации о результатах оценки;

учет результатов оценки при планировании профессионального развития гражданских служащих.

Для обеспечения принципа единства требований к процедуре оценки методические рекомендации содержат описание последовательности проведения оценки качества Программ и внедрения соответствующей системы оценки в федеральных государственных органах.

Соблюдение принципа сопоставимости получаемой информации обеспечивается за счет внедрения стандартизированных форм анкетирования гражданских служащих и их непосредственных руководителей. При этом для формирования общей информации о реализуемых Программах анкетирование должно осуществляться в отношении всех гражданских служащих, прошедших повышение квалификации или профессиональную переподготовку.

Для поддержания актуальности информации о качестве Программ внедрение системы оценки качества должно осуществляться с учетом принципа регулярности получения информации, а именно получение обратной связи от гражданских служащих и их непосредственных руководителей должно осуществляться на системной основе (после освоения гражданскими служащими соответствующих Программ).

Соблюдение принципа доступности информации о результатах оценки планируется обеспечить путем размещения рейтинга программ профессиональной переподготовки и программ повышения квалификации для гражданских служащих в открытом доступе в федеральной государственной информационной системе "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации". Информация о результатах оценки, подлежащая размещению в указанной федеральной государственной информационной системе, должна быть обезличенной, полной и достоверной.

В целях повышения качества дополнительного профессионального образования гражданских служащих система оценки строится на принципе учета результатов оценки при планировании профессионального развития гражданских служащих. Результаты оценки качества Программ для гражданских служащих, размещаемые в открытом доступе, должны учитываться работниками кадровых служб федеральных государственных органов при планировании и организации мероприятий по профессиональному развитию в очередном году.

С учетом обозначенных принципов настоящие методические рекомендации включают:

- описание последовательности проведения кадровыми службами федеральных государственных органов оценки качества Программ для гражданских служащих;

- описание последовательности формирования федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление контроля качества мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих, рейтинга Программ для гражданских служащих;

- формы анкет, рекомендуемые для использования в кадровой работе при подведении итогов организации дополнительного профессионального образования гражданских служащих.

Внедрение единого механизма оценки качества Программ и формирования их рейтинга создаст условия для повышения эффективности профессионального развития гражданских служащих и качества государственного управления в целом.

Указанные в настоящих методических рекомендациях подходы к формированию и внедрению системы оценки качества Программ для гражданских служащих могут быть использованы государственными органами субъектов Российской Федерации в кадровой работе по организации мероприятий по профессиональному развитию государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.