ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 июля 2001 г. N 02-18/07-4808

В связи с поступающими от исполнительных органов Фонда запросами о проведении экспертизы страхового случая Фонд социального страхования Российской Федерации направляет для использования в практической работе "Методические рекомендации о порядке назначения и проведения исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации экспертизы страхового случая" (далее именуются - Методические рекомендации).

На первом этапе проведения экспертизы страхового случая необходимо установить, является ли организация, где произошел несчастный случай либо профессиональное заболевание, страхователем по данному виду страхования (статья 6 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ). В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательства по обязательному социальному страхованию возникают у страховщика с момента регистрации страхователя.

Необходимо также установить, являлся ли пострадавший застрахованным по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ страхованию подлежат:

- физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;

- физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;

- физические лица, выполняющие работу на основании гражданско - правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Акт расследования несчастного случая на производстве по форме Н-1 входит в комплект документов, которые рассматриваются специалистами исполнительного органа Фонда при проведении экспертизы страхового случая.

Следует помнить, что понятия "несчастный случай на производстве" и "работник, с которым произошел несчастный случай на производстве" в соответствии с пунктами 2 и 3 Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.99 N 279, значительно отличаются от понятий "несчастный случай на производстве", "страховой случай" и "застрахованный" в соответствии со статьями 3 и 5 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ:

- несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный получил повреждение, увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных случаях, указанных в статье 5 настоящего Закона, как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставляемом страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Для определения характера трудовых отношений необходимо установить, какой договор был заключен с работником.

Согласно статье 18 Кодекса законов о труде Российской Федерации трудовой договор (контракт) заключается в письменной форме между работником и работодателем. Следует иметь в виду, что фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора, независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен. В этом случае факт допущения к работе должен быть подтвержден соответственно оформленными свидетельскими показаниями.

КонсультантПлюс: примечание.

Кодекс законов о труде РСФСР, утвержденный Законом РСФСР от 09.12.1971, утратил силу с 1 февраля 2002 года в связи с принятием Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ. Действующая норма по данному вопросу содержится в статье 67 Трудового кодекса РФ.

Рекомендации по заключению трудового договора (контракта) и его примерная форма утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.07.1993 N 135.

Различие трудового договора и договора гражданско - правового характера определено в письме Фонда от 20.05.1997 N 051/160-97.

Участие представителей исполнительных органов Фонда в качестве членов комиссии по расследованию не предусмотрено пунктами 8 и 9 "Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.99 N 279.

КонсультантПлюс: примечание.

Постановление Правительства РФ от 11.03.1999 N 279 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.01.2003 N 5.

В соответствии с письмом Фонда от 22.12.2000 N 02-08/07-2941П "Об обеспечении взаимодействия Федеральной инспекции труда с Фондом социального страхования Российской Федерации по вопросам расследования несчастных случаев на производстве и создания единой системы учета страховых случаев и их анализа" государственной инспекции труда предложено обеспечить участие представителя исполнительного органа Фонда в работе комиссий по расследованию групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве и несчастных случаев со смертельным исходом. Иногда представители исполнительных органов Фонда приглашаются для работы в комиссии по расследованию, но не включаются в ее состав. В этом случае не следует отказываться от участия в расследовании, так как основная задача представителя исполнительного органа Фонда установить причинно - следственную связь повреждения здоровья застрахованного и несчастного случая на производстве, произошедшего с ним при исполнении обязанностей по трудовому договору.

Если в ходе расследования представитель исполнительного органа Фонда приходит к выводу, что данный случай не подпадает под действие Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ, в особом мнении он указывает, по какой причине случай квалифицируется как нестраховой. Такой документ должен быть приложен к материалам расследования, даже если представитель исполнительного органа Фонда участвовал в работе комиссии, но не был включен в ее состав.

Только после получения полного комплекта необходимых для проведения экспертизы документов специалистами исполнительных органов Фонда составляется заключение о квалификации повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве как страхового случая.

Одновременно сообщаем, что письмом Фонда от 29.01.2001 N 02-18/07-659 и приложенными к нему "Рекомендациями по экспертизе страхового случая по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" руководствоваться не следует.

В.Н.ДУБРОВСКИЙ