Основания для временного помещения детей в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Основания для временного помещения детей в организацию

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, а также право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства <1>.

--------------------------------

<1> Статьи 7 - 8, пункт 1 статьи 9 Конвенции о правах ребенка, пункт 2 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации.

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей <2>.

--------------------------------

<2> Пункт 1 статьи 64, пункт 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации.

Опекун или попечитель ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка <3>.

--------------------------------

<3> Пункт 6 статьи 148.1 Семейного кодекса Российской Федерации.

Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия <4>.

--------------------------------

<4> Часть 2 статьи 15 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".

Законодательством Российской Федерации в настоящее время предусмотрено право родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей (далее - законные представители) на временное устройство своего ребенка на полное государственное обеспечение в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация для детей-сирот) в целях получения ребенком медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка.

Временное помещение ребенка в организацию для детей-сирот не прекращает прав и обязанностей законных представителей в отношении этого ребенка <5>.

--------------------------------

<5> Пункт 2 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации, статья 13 и пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", статья 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", часть 3 статьи 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; статьи 14, 20 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда учет мнения ребенка противоречит его интересам.

Следует обратить внимание, что законодательство не регламентирует вопрос о том, в какой форме должно быть выражено мнение ребенка, достигшего десяти лет, и не содержит требования о наличии письменного заявления от ребенка. Свое мнение ребенок может выразить в устной форме, а орган опеки и попечительства фиксирует его в акте обследования условий жизни несовершеннолетнего.

Выяснять мнение ребенка следует с учетом его возраста и степени развития, обусловливающей способность ребенка сформулировать собственные взгляды по рассматриваемому вопросу, в присутствии психолога или педагога-психолога, в обстановке, исключающей влияние на ребенка заинтересованных лиц. При опросе ребенка органу опеки и попечительства необходимо выяснять, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него родителей (одного из них) или других заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении этого мнения и как он его обосновывает, и тому подобные обстоятельства.

Необходимо отметить, что данное право законных представителей на временное устройство ребенка на полное государственное обеспечение в организацию для детей-сирот, предусматривается в качестве крайней меры, когда отсутствуют или невозможны иные альтернативные способы оказания помощи законным представителям или возможность оказания услуг ребенку не в стационарной форме.

С учетом основополагающего права ребенка жить и воспитываться в семье первостепенной задачей уполномоченных органов, в том числе органов опеки и попечительства и иных органов и организаций, является создание условий для сохранения проживания ребенка в семье, предотвращения его временного помещения в организацию для детей-сирот.

Перед принятием решения о временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот необходимо рассматривать иные способы по устранению причины, препятствующей выполнению законными представителями своих обязанностей, с учетом доступной социальной инфраструктуры и возможностей для получения социальных, медицинских, образовательных и иных услуг, которые могут быть предоставлены семье для решения ее трудной жизненной ситуации. Кроме того, должен быть рассмотрен вариант дневного или пятидневного пребывания ребенка в организации для детей-сирот.

При этом, в случае если вопрос об организации оказания указанной помощи или предоставления услуг относится к компетенции других уполномоченных органов и организаций, соответствующая информация о необходимости ее предоставления должна направляться незамедлительно.

Таким образом, в случае невозможности сохранения проживания ребенка в семье, а также его передачи одному из законных представителей или родственникам, ребенок временно помещается в организацию для детей-сирот. В таких случаях задачей уполномоченных органов и организаций является минимизация срока пребывания ребенка в организации для детей-сирот, а также создание необходимых условий и содействия для поддержки детско-родительских отношений в период пребывания ребенка в организации для детей-сирот.

При временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот семье может потребоваться, например, помощь врача-нарколога или материальная помощь. Таким семьям требуется социальное сопровождение - оказание содействия в доступе к медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.

При принятии семьи на социальное сопровождение в отношении нее осуществляются следующие действия:

- за ней закрепляется ответственный специалист (куратор), непосредственно организующий предоставление помощи и отвечающий за результат;

- проводится выявление проблем (и ресурсов) семьи;

- для семьи (оптимально - вместе с ней) составляется индивидуальная программа социального сопровождения;

- в ходе реализации индивидуальной программы социального сопровождения осуществляются действия по решению проблем(ы) семьи в соответствии с утвержденной индивидуальной программой и проводится промежуточная диагностика и мониторинг (консилиум) с целью корректировки дальнейших действий в отношении семьи.

К организациям для детей-сирот относятся организации, в которые дети, оставшиеся без попечения родителей, помещаются под надзор на основании акта органа опеки и попечительства и руководители которых осуществляют в отношении детей функции законного представителя <6>.

--------------------------------

<6> Пункт 1 статьи 155.1 и пункт 2 статьи 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации.

В случае если дети помещаются под надзор на основании акта органа опеки и попечительства в организации для детей-сирот деятельность таких организаций должна быть организована в соответствии с Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 (далее соответственно - Положение, постановление N 481).

Временное помещение ребенка в организацию для детей-сирот в целях получения медицинских, социальных, образовательных или иных услуг.

К таким случаям, например, можно отнести:

- удаленность образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы или адаптированные основные общеобразовательные программы (например, в области искусств, физической культуры и спорта), от места жительства семьи с детьми;

- получение образования детьми по образовательным программам основного общего и среднего общего образования с интегрированными дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества;

- наличие в семье ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, ребенка или детей, нуждающихся в проведении восстановительного лечения, комплексной медико-психологической и социально-педагогической реабилитации (психолого-педагогической коррекции) и их социальной адаптации;

- невозможность получения социальных услуг в форме социального обслуживания на дому <7>.

--------------------------------

<7> Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1236 "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг".

Следует обратить внимание, что постановлением N 481 установлены общие требования к организациям для детей-сирот, при этом необходимо учитывать, что в зависимости от ведомственной принадлежности деятельность самих организаций регламентируется также специальными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации".

В настоящее время порядок содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 апреля 2012 г. N 343н "Об утверждении Порядка содержания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2012 г., регистрационный N 24638). Вместе с тем указанный Порядок применяется в части, не противоречащей постановлению N 481.

Отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Социальное обслуживание осуществляется на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг и договора, заключаемого с законными представителями, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Примерная форма договора о предоставлении социальных услуг утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2014 г., регистрационный N 35441). Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг утверждается нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

При временном помещении ребенка в организацию, предоставляющую социальные услуги, между законным представителем и этой организацией, в том числе если такая организация является и организацией для детей-сирот, в обязательном порядке заключается договор о предоставлении социальных услуг.

Временное помещение ребенка в организацию для детей-сирот в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда законный представитель по уважительным причинам не может исполнять свои обязанности в отношении ребенка.

В настоящее время перечень уважительных причин, по которым законные представители не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не определен. В связи с этим орган опеки и попечительства самостоятельно осуществляет оценку и анализ такой причины. Вместе с тем определить в законодательстве перечень всех уважительных причин, по которым законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, невозможно. Перечень уважительных причин будет носить открытый характер. При этом, в частности, в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" законные представители имеют право временно поместить ребенка в организацию для детей-сирот в связи с утратой семьей жилого помещения в результате стихийного бедствия, если они являются одинокими родителями, безработными, беженцами или вынужденными переселенцами. Указанным законом предусмотрено, что организации для детей-сирот принимают в этом случае несовершеннолетних на срок, как правило, не более одного года для содержания, воспитания и обучения.

Таким образом, органам опеки и попечительства рекомендуется рассматривать в качестве уважительных причин, в связи с которыми законные представители не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, например, следующие обстоятельства:

- проживание семьи с детьми в жилом помещении, непригодном для постоянного проживания или не отвечающем установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации <8>, утрата жилого помещения в результате стихийного бедствия;

--------------------------------

<8> Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о призвании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

- признание законных представителей (единственного законного представителя) с детьми беженцами или вынужденными переселенцами <9>;

--------------------------------

<9> Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" и Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах".

- получение законными представителями (единственным законным представителем) медицинской помощи в условиях стационара;

- признание законных представителей (единственного законного представителя) безработным <10>;

--------------------------------

<10> Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

- трудовые отношения законных представителей (единственного законного представителя), связанные с работой вахтовым методом <11>;

--------------------------------

<11> Глава 47 Трудового кодекса Российской Федерации.

- наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

- отсутствие определенного места жительства семьи с детьми;

- отсутствие средств к существованию;

- наличие иных обстоятельств, при которых законные представители временно не могут исполнять свои обязанности.

При этом вопрос о необходимости временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот рассматривается в качестве крайней меры и только в случае, если иные виды помощи не возможны.

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей, выражающееся в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, является основанием для ограничения родителей в родительских правах или лишения родителей родительских прав <12> и не может рассматриваться органом опеки и попечительства в качестве уважительной причины для временного помещения детей в организацию для детей-сирот.

--------------------------------

<12> Статьи 73 и 69 Семейного кодекса Российской Федерации.

Срок, на который дети временно помещаются в организацию для детей-сирот, рекомендуется рассматривать в зависимости от обстоятельств, в связи с которыми законные представители не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, но не более 3-х месяцев.

Отношения, возникающие при временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот в течение периода, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, регулируются Семейным кодексом Российской Федерации и постановлением N 481.