Таблица 4. Требуемые ресурсы для развития VR/AR-технологий по инструментам поддержки

Таблица 4 - Требуемые ресурсы для развития VR/AR-технологий по инструментам поддержки

Название субтехнологии

Поддержка малых предприятий

Поддержка программ деятельности ЛИЦ

Поддержка промышленных разработок

Поддержка проектов по цифровому преобразованию приоритетных отраслей

Поддержка региональных проектов

Поддержка компаний-лидеров

Предоставление субсидий кредитным организациям

Итого по субСЦТ (бюджет)

Итого по субСЦТ (внебюджет)

Средства разработки VR/AR-контента и технологии совершенствования пользовательского опыта (UX) со стороны разработчика

1 500

1 200

600

3 200

650

1 100

2200

4 350

6100

Платформенные решения для пользователей: редакторы создания контента и его дистрибуции

1 100

1 400

600

3 200

670

1 120

2200

4 310

5980

Технологии захвата движений в VR/AR и фотограмметрии

2 750

3 000

0

4 600

1 050

2 960

2200

7 280

9280

Интерфейсы обратной связи и сенсоры для VR/AR

970

1 000

0

1 800

280

940

825

2 565

3250

Технологии графического вывода

3 580

3 800

0

3 800

1 100

3 400

2200

7 980

9900

Технологии оптимизации передачи данных для VR/AR

720

700

0

600

200

680

2200

1 740

3560

Итого бюджетных средств

5 300

5 550

600

8 600

2 000

5 100

1075

28 225

-

Итого внебюджетных средств

5 320

5 550

600

8 600

2 150

5 100

10750

-

38070

Всего

10 620

11 100

1 200

17 200

4 150

10 200

11825

28 225

38070

При определении размера финансирования были учтены потребности в обеспечении инновационных разработок исходя из анализа уровня готовности соответствующих технологий и продуктов в России по TRL. Также учтен реальный запрос рынка на разработку перспективных решений, для которых уже есть заказчики.

Приоритетность выделения денежных средств в рамках мер поддержки в разрезе субтехнологий предусмотрена в соответствии с приоритизацией, указанной ранее. Во-первых, базовое программное обеспечение (2 субтехнологии: "средства разработки VR/AR-контента и технологии совершенствования пользовательского опыта (UX) со стороны разработчика"; "платформенные решения для пользователей: редакторы создания контента и его дистрибуции"). Во-вторых, программного-аппаратные комплексы и достижение целевого результата направления "Full Immersion" (3 субтехнологии: "технологии захвата движений в VR/AR и фотограмметрии", "интерфейсы обратной связи и сенсоры для VR/AR", "технологии графического вывода"). В-третьих, прикладные технологии передачи AR/VR специфичных данных (субтехнология: "технологии оптимизации передачи данных для VR/AR").

Дополнительно к указанным в таблице мерам поддержки технологических разработок требуется 2,5 млрд рублей на проведение иных дополнительных мероприятий для развития технологий виртуальной и дополненной реальности.

Необходима синхронизация программы Цифровой экономики с уже действующими инструментами поддержки, включая программу инновационного развития государственных корпораций и компаний с государственным участием. Мероприятия в рамках настоящей Дорожной карты предполагают частичное вовлечение существующих инвестиционных проектов в качестве источников финансирования. Однако важным фактором участия инвестиционного сообщества будет обеспечение им гарантий и поддержки при активной инвестиционной деятельности.

Заинтересованными компаниями во внедрении инновационных разработок с технологиями виртуальной и дополненной реальности выступают крупные и средние предприятия России, медицинские учреждения, организации высшего и среднего образования. Основными заказчиками технологий виртуальной и дополненной реальности являются такие компании как Сбербанк, Газпромнефть, ФГУП "Почта России", Сибур, ПАО "ОАК", ПАО ПНППК, МТС, ГК ЦНТУ "Динамика", ООО "ТатАСУ", АО "Реселлер онлайн", Трансмашхолдинг, Фонд перспективных исследований, НИИ Глазных болезней, АО "Вертолеты России", Ростех, Камаз, Росатом, Кванториум, Сеть клиник Медси, Русские инвестиции, ОТЭК, Русатом сервис, РЖД, ЕАЭС и другие.

Ключевыми формами вовлечения бизнеса в разработку и коммерциализацию субтехнологий являются создание совместной инфраструктуры испытаний, а также центров коллективного пользования; создание профильных онлайн-платформ для коммуникации по профильной тематике, включая маркетплейсы технологий; совместная реализация крупных проектов-вызовов за счет формирования мультидисциплинарных консорциумов; создание совместных предприятий по направлениям СЦТ "Технологии виртуальной и дополненной реальности", запуск образовательных программ совместно с лидерами рынка, налаживание партнерских отношений с международными организациями и ассоциациями по профилю сквозных технологий. Важным форматом коммерциализации является создание акселераторов, проектных офисов для быстрого пилотирования и тестирования технологий в условиях, наиболее близких к реальным условиям применения технологии (особенно в медицине и промышленности).

Реализация дорожной карты развития сквозных цифровых технологий виртуальной и дополненной реальности обеспечит технологическую безопасность страны в критичных сферах применения, будет способствовать достижению технологического лидерства на уровне базовых технологий, с одной стороны, меняющих привычные рыночные устои, а с другой, формирующих рынок в большом спектре новых сфер применения. Развитие технологий приведет к возможности экспорта высокотехнологичной VR/AR-продукции для крупных международных компаний и формированию отраслевых стандартов.