III. Контроль за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых в качестве меры пресечения избран запрет определенных действий, домашний арест или залог

III. Контроль за нахождением подозреваемых или обвиняемых

в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста

и за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемыми

или обвиняемыми, в отношении которых в качестве меры

пресечения избран запрет определенных действий,

домашний арест или залог

7. При получении постановления <4> Инспекция немедленно приступает к осуществлению контроля за соблюдением подозреваемым или обвиняемым запретов <5>, возложенных судом, а при избрании меры пресечения в виде домашнего ареста дополнительно за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста.

--------------------------------

<4> Часть пятая статьи 105.1, часть шестая статьи 107 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

<5> Пункты 1 - 5 части шестой статьи 105.1, часть восьмая.1 статьи 106, часть седьмая статьи 107 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Для осуществления такого контроля Инспекция использует документы, указанные в пункте 5 настоящего Порядка.

8. Инспекция осуществляет регистрацию постановления в день его поступления в журнале входящих документов, журнале учета подозреваемых или обвиняемых, в отношении которых принято решение об избрании меры пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку, и постановку на учет подозреваемых или обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога.

9. В день регистрации постановления и постановки на учет подозреваемых или обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога, Инспекция:

направляет в суд извещение о принятии постановления к исполнению, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку;

оформляет на подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога, личное дело, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку;

направляет сообщение, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 4 к настоящему Порядку:

в территориальный орган МВД России по месту исполнения меры пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога;

в военный комиссариат по месту регистрации подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога, о постановке на учет гражданина Российской Федерации призывного возраста <6>.

--------------------------------

<6> Пункт 3 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2001, N 30, ст. 3061).

10. При первой явке в Инспекцию подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий или залога, Инспекция:

проверяет документ, удостоверяющий личность подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий или залога, или документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

составляет анкету подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога, рекомендуемый образец которой приведен в приложении N 5 к настоящему Порядку.

11. При первом посещении подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, по месту его жительства или месту его нахождения Инспекция осуществляет действия, указанные в пункте 10 настоящего Порядка.

12. В ходе проведения первой беседы должностным лицом Инспекции разъясняются:

а) подозреваемому или обвиняемому, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий или залога:

условия соблюдения возложенных судом запретов;

обязанность подозреваемого или обвиняемого самостоятельно являться по вызовам дознавателя, следователя или суда <7>;

--------------------------------

<7> Часть седьмая статьи 105.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

право Инспекции беспрепятственно проводить проверки подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий или залога, в периоды времени, когда ему запрещено выходить за пределы жилого помещения, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях (за исключением ночного времени <8>);

--------------------------------

<8> Пункт 21 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

возможность применения Инспекцией аудиовизуальных, электронных и иных технических средств с целью контроля <9> за соблюдением подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий или залога, возложенных судом запретов;

--------------------------------

<9> Далее - технические средства контроля.

возможность возложения дополнительных запретов на подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого применена мера пресечения в виде запрета определенных действий;

последствия неисполнения возложенной судом обязанности по соблюдению запретов <10> при избрании залога в качестве меры пресечения;

--------------------------------

<10> Часть восьмая.1 статьи 106 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

возможность изменения меры пресечения в виде запрета определенных действий при нарушении подозреваемым или обвиняемым условий ее исполнения;

б) подозреваемому или обвиняемому, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста:

условия исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста;

возможность изменения судом возложенных на него запретов по ходатайству подозреваемого или обвиняемого, его защитника, законного представителя, а также следователя или дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело;

право Инспекции беспрепятственно проводить проверки нахождения подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, по месту исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста в любое время суток (за исключением ночного времени);

возможность применения Инспекцией технических средств контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им возложенных судом запретов;

возможность изменения меры пресечения в виде домашнего ареста при нарушении подозреваемым или обвиняемым условий ее исполнения.

13. Беседа с несовершеннолетним лицом, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога, проводится в присутствии его законных представителей, а при их отсутствии - педагога или психолога.

14. По окончании беседы Инспекцией у подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога, берется подписка, рекомендуемый образец которой приведен в приложении N 6 к настоящему Порядку, выдается под подпись соответствующая памятка, рекомендуемые образцы которых приведены в приложениях N 7, 8, 9 к настоящему Порядку.

По окончании беседы с несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым Инспекцией у него берется подписка и выдается памятка в присутствии законных представителей, а при их отсутствии - педагога или психолога.

15. При выявлении наличия у подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога, документа, в соответствии с которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, Инспекция направляет сообщение, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 10 к настоящему Порядку, в государственный орган, уполномоченный изымать паспорт <11>, а также в государственный орган, в производстве которого находится уголовное дело, или в территориальный орган МВД России по месту исполнения меры пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога.

--------------------------------

<11> Статья 18 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4029; 2019, N 51 (ч. I), ст. 7485).

В сообщении Инспекция запрашивает справку об изъятии документа, указанного в абзаце первом настоящего пункта, у подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога.

16. Если подозреваемый или обвиняемый, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий или залога, при которых возложен запрет на выход в определенные периоды времени за пределы жилого помещения, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях <12>, или домашнего ареста, по медицинским показаниям был доставлен в медицинскую организацию и госпитализирован, Инспекция в течение 24 часов с момента получения указанной информации уведомляет о данном факте органы дознания, следственные органы или суд, в производстве которых находится уголовное дело, возбужденное в отношении подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога.

--------------------------------

<12> Далее - запрет на выход за пределы жилого помещения.

При поступлении информации о госпитализации подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий или залога, при которых возложен запрет на выход за пределы жилого помещения, или домашнего ареста, Инспекция в течение 24 часов уведомляет медицинскую организацию о том, что в отношении указанного лица избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий или залога, при которых возложен запрет на выход за пределы жилого помещения, или домашнего ареста.

При определении судом медицинской организации в качестве места исполнения меры пресечения в виде запрета определенных действий или залога, при которых возложен запрет на выход за пределы жилого помещения, или домашнего ареста или при госпитализации подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий или залога, при которых возложен запрет на выход за пределы жилого помещения, или домашнего ареста, следователь или дознаватель, в производстве которого находится уголовное дело, уведомляет Инспекцию о предстоящей выписке данного лица или переводе его в другую медицинскую организацию.

17. По запросу органов дознания или следственных органов, а также суда, в производстве которых находится уголовное дело в отношении подозреваемого или обвиняемого, которому избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога, Инспекция в течение 24 часов с момента поступления соответствующего запроса представляет информацию, связанную с осуществлением контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых в качестве меры пресечения избран запрет определенных действий, домашний арест или залог.

18. Для обеспечения контроля за соблюдением подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий или залога, возложенных судом запретов Инспекция:

принимает решение о применении технических средств контроля к подозреваемому или обвиняемому, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий или залога в установленном порядке <13>;

--------------------------------

<13> Постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2013 г. N 134 "О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, а также за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого в виде меры пресечения избран запрет определенных действий, домашний арест или залог" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 8, ст. 838; 2018, N 48, ст. 7419) (далее - Постановление N 134).

проводит проверки не реже двух раз в неделю в периоды времени, когда подозреваемому или обвиняемому, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий или залога, запрещено выходить за пределы жилого помещения, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, а при применении технических средств контроля - не реже одного раза в неделю (за исключением ночного времени). При получении информации о нарушении условий исполнения меры пресечения проверка осуществляется незамедлительно.

При отсутствии у подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий или залога, запрета на использование средств связи и возложенном запрете на выход за пределы жилого помещения, дополнительная проверка его нахождения по месту исполнения меры пресечения производится с использованием средств телефонной связи при их наличии не реже двух раз в неделю с отражением результатов в ведомости контроля, рекомендуемый образец которой приведен в приложении N 11 к настоящему Порядку;

при возложении судом запрета на общение с определенными лицами осуществляет сбор информации, в том числе с помощью технических средств контроля, о фактах общения с подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий или залога, лиц, указанных в решении суда;

осуществляет сбор информации, в том числе с помощью технических средств контроля, о посещении подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий или залога, которому судом запрещено находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов, посещать определенные мероприятия и участвовать в них, соответствующих мест и мероприятий, а также приближении к определенным объектам;

ведет учет использования подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий или залога, телефонной связи для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб при возникновении чрезвычайных ситуации, а также для общения с Инспекцией, дознавателем или следователем при возложении судом на подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий или залога, запрета на использование средств связи и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с отражением указанных фактов в журнале учета телефонных разговоров подозреваемых или обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 12 к настоящему Порядку.

19. Для обеспечения контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, и за соблюдением возложенных судом запретов в месте исполнения меры пресечения Инспекция:

принимает в установленном порядке решение о применении технических средств контроля к подозреваемому или обвиняемому, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста <14>;

--------------------------------

<14> Постановление N 134.

проводит проверки подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, по месту исполнения меры пресечения в любое время (за исключением ночного времени) не реже двух раз в неделю, а при применении технических средств контроля - не реже одного раза в неделю. При получении информации о нарушении условий исполнения меры пресечения проверка осуществляется незамедлительно. При отсутствии у подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, запрета на использование средств связи дополнительная проверка его нахождения по месту исполнения меры пресечения осуществляется с использованием средств телефонной связи (при наличии) не реже двух раз в неделю с отражением результатов в ведомости контроля;

при возложении судом запрета на общение с определенными лицами осуществляет сбор информации, в том числе с помощью технических средств контроля, о фактах общения с подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, лиц, указанных в решении суда;

ведет учет использования подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, телефонной связи для вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также для общения с Инспекцией, дознавателем и следователем при возложении судом на подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, запрета на использование средств связи и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с отражением указанных фактов в журнале учета телефонных разговоров подозреваемых или обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога.

20. При установлении факта нарушения подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого в качестве меры пресечения избран запрет определенных действий, домашний арест или залог, условий исполнения меры пресечения до назначения судебного разбирательства Инспекция:

в течение 2 часов с момента установления факта нарушения с использованием средств телефонной связи информирует о допущенном нарушении следователя или дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело, а в его отсутствие - руководителя следственного органа или начальника органа дознания (начальника подразделения дознания);

в течение 24 часов с момента установления факта нарушения условий исполнения меры пресечения направляет следователю или дознавателю, в производстве которого находится уголовное дело, уведомление о нарушении подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога, условий исполнения меры пресечения, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 13 к настоящему Порядку.

Если место нахождения подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого в качестве меры пресечения избран запрет определенных действий, домашний арест или залог, неизвестно, Инспекция в течение 2 часов с момента установления данного факта информирует, в том числе с использованием средств телефонной связи, следователя или дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело, а в его отсутствие - руководителя следственного органа или начальника органа дознания (начальника подразделения дознания), для организации розыскных мероприятий, рекомендуемый образец сообщения приведен в приложении N 14 к настоящему Порядку.

21. Если подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога, допущено нарушение условий исполнения избранной в отношении его меры пресечения, после назначения судебного разбирательства Инспекция действует в соответствии с пунктами 29 - 32 настоящего Порядка.

22. Начальник Инспекции не реже одного раза в 10 дней проверяет ведение сотрудниками Инспекции ведомости контроля и журнала учета телефонных разговоров подозреваемых или обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога, о чем производит соответствующие записи в указанных ведомости и журнале.

23. Решение о применении технических средств контроля оформляется в виде постановления начальника Инспекции об использовании в отношении подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога, аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 15 к настоящему Порядку. При этом подозреваемому или обвиняемому разъясняется ответственность за порчу оборудования и при применении электронного браслета выдается памятка о мерах безопасности и правилах эксплуатации электронного браслета, рекомендуемый образец которой приведен в приложении N 16 к настоящему Порядку.

При отказе подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога, от использования в отношении его технических средств контроля, а также в случае несогласия лиц, проживающих совместно с ним в качестве собственника или нанимателя либо на иных законных основаниях, на установку устройства аудиовизуального контроля в месте исполнения меры пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога сотрудниками Инспекции составляется акт и о данных фактах информируются, в том числе с использованием средств телефонной связи, органы дознания или следственные органы, в производстве которых находится уголовное дело, в течение двух часов с момента отказа от использования технических средств контроля или несогласия на установку устройства аудиовизуального контроля в месте исполнения меры пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога.

Составленный сотрудниками Инспекции акт в течение 24 часов направляется в адрес органов дознания или следственных органов, в производстве которых находится уголовное дело, в том числе с использованием средств электронной связи.

24. Сотрудник Инспекции, ответственный за использование технических средств контроля:

осуществляет сбор информации с использованием данных пульта мониторинга о соблюдении подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога, условий исполнения данной меры пресечения;

незамедлительно информирует, в том числе с использованием средств телефонной связи, при получении информации о нарушении подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога, условий исполнения данной меры пресечения, о факте нарушения начальника Инспекции и принимает меры, предусмотренные пунктами 20 или 29 настоящего Порядка;

незамедлительно информирует, в том числе с использованием средств телефонной связи, начальника Инспекции обо всех зафиксированных фактах неисправностей, отказов и сбоев в работе технических средств контроля, отражает их в журнале учета неисправностей, отказов или сбоев в работе аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 17 к настоящему Порядку, затем в течение 24 часов с момента фиксации указанных выше фактов докладывает о них начальнику Инспекции в форме рапорта, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 18 к настоящему Порядку;

незамедлительно информирует, в том числе с использованием средств телефонной связи, начальника Инспекции, органы дознания или следственные органы (до назначения судебного разбирательства), суд (после назначения судебного разбирательства), в производстве которых находится уголовное дело, о невозможности дальнейшего использования в отношении подозреваемого или обвиняемого, которому избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога, технических средств контроля, с указанием соответствующих причин.

При получении информации о факте повреждения, уничтожения, нарушения целостности и иных действий, направленных на нарушение функционирования применяемых к подозреваемому или обвиняемому, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога, технических средств контроля, сотрудник Инспекции:

незамедлительно информирует, в том числе с использованием средств телефонной связи, о данном факте начальника Инспекции;

подает рапорт начальнику Инспекции в течение 2 часов;

незамедлительно информирует, в том числе с использованием средств телефонной связи, о данном факте органы дознания или следственные органы (до назначения судебного разбирательства), в производстве которых находится уголовное дело;

информирует о данном факте суд (после назначения судебного разбирательства) в течение 24 часов, в том числе почтовым отправлением.

25. Решение об отмене использования, замене и (или) изъятии технических средств контроля, применяемых к подозреваемому или обвиняемому, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога, принимается начальником Инспекции и оформляется в виде мотивированного постановления об отмене использования, замене и (или) изъятии аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, применяемых к подозреваемому или обвиняемому, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 19 к настоящему Порядку.

26. При поступлении из Инспекции уведомления о нарушении подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста, условий исполнения меры пресечения следователь или дознаватель рассматривает вопрос о подаче в суд ходатайства об изменении меры пресечения.

27. Результаты осуществления контроля отражаются в ведомости контроля.