По состоянию на 20 декабря 2021 года 44 тыс. участников оборота товаров, представлено:
- 8,8 тыс. документов, содержащих реквизиты прослеживаемости (уведомлений об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, уведомлений о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза, и уведомлений о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории другого государства - члена Евразийского экономического союза на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией);
- 11 тыс. отчетов об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (далее - Отчет);
- 36 тыс. налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость (далее - Декларации по НДС).
Основной операцией с товарами, подлежащими прослеживаемости, являлась реализация товара, подлежащего прослеживаемости, на внутреннем рынке Российской Федерации.
По результатам анализа представленных документов, установлены систематические ошибки, допускаемые при формировании отчетности и отражения в них соответствующих операций с прослеживаемыми товарами, которые приводят к возникновению необъективных рисков в системе прослеживаемости товаров, а также свидетельствуют о наличии у участников оборота товаров вопросов по формированию указанных документов и отчетности.
Неуказание сведений о реквизитах прослеживаемости в Декларации по НДС и Отчете ведут к формированию необоснованных остатков товаров у поставщиков указанных товаров и к возникновению расхождений в национальной системе прослеживаемости товаров.
Данные случаи могут указывать на неотражение в выставляемых счетах-фактурах или формируемых универсальных передаточных документах реквизитов прослеживаемости.
Также такие случаи могут указывать на факт непредставления участником оборота товаров, являющимся налогоплательщиком, применяющим специальный налоговый режим или освобожденным от уплаты налога на добавленную стоимость, Отчета, за что также в Проекте ФЗ КоАП предусматривается ответственность.
Установлено, что 1 тыс. участников оборота товаров, являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, в сформированных при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счетах-фактурах, и, как следствие, в книгах продаж и книгах покупок не указаны сведения о количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости, и количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости.
Неуказание сведений о реквизитах прослеживаемости в счетах-фактурах и как следствие в Декларации по НДС ведет к возникновению расхождений в национальной системе прослеживаемости товаров, и Проектом ФЗ КоАП предусмотрена ответственность.
Установлено, что 0,3 тыс. участников оборота товаров, являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, необоснованно включены в Отчет сведения об операциях с товаром, подлежащим прослеживаемости, которые подлежат отражению в Декларации по НДС.
Положениями абзаца третьего пункта 33 Положения установлен закрытый перечень операций, при осуществлении которых участник оборота товаров, являющийся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, обязан представлять Отчет. При этом перечисленные в абзаце третьем пункта 33 Положения операции в соответствии с российским законодательством не подлежат отражению в книге покупок, книге продаж и журналах учета выставленных и полученных счетов-фактур.
Кроме того, выявлены случаи, когда участником оборота товаров, являющимся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, при возврате товара, подлежащего прослеживаемости, сформированы счета-фактуры на отгрузку в отсутствие нового договора поставки.
В ситуации, когда при возврате товара формируется счет-фактура, в котором в качестве поставщика указан покупатель в отсутствие нового договора поставки, продавец не вправе принять НДС к вычету при получении такого счета-фактуры согласно позиции, изложенной в письме Минфина России от 10.04.2019 N 03-07-09/25208.
Таким образом, по вопросам, изложенным в настоящем письме, с учетом рекомендаций по осуществлению налогового контроля с использованием национальной системы прослеживаемости товаров, направленных письмом ФНС России от 03.12.2021 N ЕА-4-15/16911@, Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации, Межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, Межрегиональным инспекциям ФНС России по федеральным округам поручается довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов, а также организовать повторные семинары с налогоплательщиками по вопросам представления и заполнения документов с реквизитами прослеживаемости, для исключения повторных нарушений при декларационной кампании за 4 квартал 2021 года.
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
А.В.ЕГОРИЧЕВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей