3. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ВКЛЮЧЕНИЮ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕГИСТР МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И РЕГИСТРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов (далее - федеральный регистр) ведется в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

Федеральный регистр состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации <9>. Принципами ведения федерального регистра являются актуальность, общедоступность и достоверность сведений, содержащихся в регистре.

--------------------------------

<9> Нормативные правовые акты в сфере организации и ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 N 657 "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов"; приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 19.12.2008 N 298 "Об организации работы по ведению федерального регистра муниципальных правовых актов"; приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 22.12.2008 N 300 "Об утверждении Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре муниципальных правовых актов".

Согласно статье 43.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) порядок ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации.

Основным критерием включения муниципального акта в федеральный регистр является его нормативность. При проведении юридической обработки муниципального акта определяются его нормативность и взаимосвязь с муниципальными нормативными правовыми актами, ранее включенными в регистр. При определении нормативности правового акта следует руководствоваться постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50, в котором указаны признаки, характерные для нормативных актов (см. часть 1, стр. 6).

В соответствии с абзацем семнадцатым части 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальный правовой акт - это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ можно выделить два вида муниципальных актов:

1. решения, принимаемые населением на местном референдуме, на собрании или сходе граждан;

2. правовые акты, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления.

Муниципальные нормативные правовые акты входят в систему нормативных правовых актов Российской Федерации. По своей природе они обладают аналогичными признаками, что и нормативные правовые акты государственных органов (единственным отличием является то, что муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования оформляются решением и не могут быть приняты в виде закона).

Согласно положениям статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, муниципальные правовые акты о внесении изменений в устав муниципального образования; правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования;

4) нормативные и иные правовые акты местной администрации;

5) нормативные и иные правовые акты иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Муниципальные нормативные правовые акты принимаются (издаются) по вопросам местного значения и являются обязательными для исполнения на территории муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов.

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты могут приниматься (издаваться) на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.