<Письмо> Минприроды России от 09.07.2024 N 12-53/27580 "О разработке проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде"
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 9 июля 2024 г. N 12-53/27580
ПРОЕКТОВ ЛИКВИДАЦИИ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ
Федеральным законом от 04.08.2023 N 449-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 449-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) в части инвентаризации объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - ОНВОС), учета ОНВОС, а также их ликвидации.
Согласно пункту 1 статьи 80.3 Закона N 7-ФЗ ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется в отношении ОНВОС, включенных в государственный реестр ОНВОС (далее - ГРОНВОС).
Организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде применительно к территории, расположенной в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, осуществляется органами местного самоуправления такого муниципального образования, применительно к иным территориям - органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти или подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями, федеральными государственными казенными учреждениями.
Организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляется указанными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными бюджетными учреждениями, федеральными государственными казенными учреждениями в пределах средств, предусмотренных на эти цели соответствующими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также в соответствии с планами мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Закона N 7-ФЗ.
Организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде включает в себя проведение необходимых обследований, разработку проекта ликвидации накопленного вреда окружающей среде и его утверждение, проведение ликвидации накопленного вреда окружающей среде в соответствии с таким проектом.
Правила организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2023 N 2323 (далее - Правила ликвидации).
Согласно пункту 2 Правил ликвидации ликвидация накопленного вреда осуществляется в отношении ОНВОС, включенных в ГРОНВОС.
Пунктом 4 Правил ликвидации установлено, что организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде включает в себя:
а) проведение необходимых обследований ОНВОС;
б) разработку проекта ликвидации накопленного вреда окружающей среде (далее - проект ликвидации НВОС);
в) утверждение проекта ликвидации НВОС;
г) проведение ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 9 Правил ликвидации проекты ликвидации НВОС до их утверждения подлежат:
а) государственной экологической экспертизе;
б) проверке достоверности определения сметной стоимости проектов ликвидации НВОС, за исключением проектов ликвидации НВОС, подлежащих государственной экспертизе проектной документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в связи с планируемыми строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, осуществляемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования или подведомственными ей федеральными государственными бюджетными учреждениями;
в) государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий в случаях, установленных законодательством о градостроительной деятельности.
Одновременно отмечаем, что Законом N 449-ФЗ перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня дополнен с 01.10.2023 проектом ликвидации НВОС (подпункт 7.12 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ)).
Согласно статье 1 Закона N 174-ФЗ экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Учитывая вышеизложенное, а также в связи с тем, что ОНВОС являются объекты, включенные в ГРОНВОС, Минприроды России рекомендует не допускать случаи разработки проектов ликвидации НВОС на объекты, не включенные в ГРОНВОС, поскольку в рамках экспертиз, предусмотренных пунктом 9 Правил ликвидации, устанавливается соответствие проектов ликвидации НВОС требованиям Правил ликвидации.
Кроме того, просим довести указанное письмо до органов местного самоуправления.
Росприроднадзору и ФАУ "Главгосэкспертиза" сообщается для сведения.
государственной политики
и регулирования в сфере
охраны окружающей среды
и экологической безопасности
Р.А.МАЛЬЦЕВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей