<Письмо> Минприроды России от 18.11.2024 N 25-47/46953 "О рассмотрении обращения"
Минприроды России в соответствии с письмом Минстроя России от 10 сентября 2024 г. N 52584-АФ/04 в рамках компетенции рассмотрело обращение по вопросу заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО, договор) собственниками земельных участков и сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы по обращению с ТКО (далее - региональный оператор) заключают договоры с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Согласно абзацу второму пункта 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила N 1156), к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры с соответствующими региональными операторами, связанными с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователям коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения Правил N 1156 применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 8(1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры в отношении ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании изложенного лица, владеющие земельными участками, в результате деятельности которых на указанных земельных участках образуется ТКО, обязаны заключать договоры с исполнителями коммунальной услуги по обращению с ТКО с момента государственной регистрации права собственности на соответствующие земельные участки.
Обращаем внимание, что вопросы осуществления расчета платы за услугу по обращению с ТКО потребителям, не имеющим на земельном участке жилого дома, регулируются в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2024 г. N 671.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 6 июля 2022 г. N 309-ЭС22-10066 по делу N А71-8061/2021, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом жизнедеятельности человека, в этой связи отсутствие на земельном участке жилых или нежилых помещений, которые получили государственную регистрацию, не свидетельствуют о ненакоплении ТКО владельцами указанных земельных участков, в том случае, если доказано нахождение на земельном участке объектов, пригодных для проживания, в том числе временного, но не зарегистрированных в государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Таким образом, у регионального оператора отсутствуют основания для начисления платы за обращение с ТКО, а у собственника земельного участка не имеется обязанности по оплате данных начислений в том случае, если на земельном участке нет зарегистрированных жилых помещений, а также не подтвержден факт образования ТКО собственником соответствующего земельного участка.
В этой связи, по мнению Минприроды России, внесение изменений в законодательство Российской Федерации не требуется.
Заместитель директора Департамента
экономики замкнутого цикла в сфере
отходов производства и потребления
Б.В.ФРАНЦУЗОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей