<Письмо> Росреестра от 24.08.2023 N 18-7757-ТГ/23 "О согласовании границ муниципальных образований"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 24 августа 2023 г. N 18-7757-ТГ/23

О СОГЛАСОВАНИИ ГРАНИЦ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в связи с вступлением в силу с 18.05.2023 приказа Росреестра от 14.02.2023 N П/0036 "Об установлении порядка согласования и утверждения землеустроительной документации, порядка создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядка их использования" (далее - Порядок N П/0036) и поступлением обращений заинтересованных лиц по вопросу согласования границ муниципальных образований, сообщает.

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 названного федерального закона.

В соответствии с пунктом 13 статьи 11 Закона N 131-ФЗ территория муниципального образования не может входить в состав территории другого муниципального образования.

I. Принимая во внимание, что границы муниципальных образований утверждаются законами соответствующего субъекта Российской Федерации, полагаем, что землеустроительная документация по описанию или изменению (уточнению) границ муниципальных образований, расположенных внутри субъекта Российской Федерации, части границ которых не совпадают с границами между субъектами Российской Федерации, подлежит согласованию со смежными муниципальными образованиями в случаях, если требование о таком согласовании предусмотрено техническим заданием на проведение землеустроительных работ. В иных случаях в реквизите "Сведения о согласовании карты (плана) объекта землеустройства" титульного листа карты (плана) объекта землеустройства проставляется личная подпись полномочного представителя органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, уполномоченного на установление границ муниципальных образований, либо указываются реквизиты письма органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на установление границ муниципальных образований, о согласовании карты (плана) объекта землеустройства.

При этом описание местоположения границы муниципального образования, содержащееся в карте (плане) объекта землеустройства, должно полностью соответствовать текстовому, графическому и координатному описанию местоположения границы такого муниципального образования, содержащимся в соответствующем законе субъекта Российской Федерации.

II. При проведении работ по описанию или изменению (уточнению) границ муниципальных образований, части границ которых совпадают с границами между субъектами Российской Федерации, возможны следующие ситуации.

1. В Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сведения о границе между субъектами Российской Федерации отсутствуют.

Сформированные карты (планы) объекта землеустройства, содержащие координатное описание местоположения границ муниципальных образований, согласовываются с уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, имеющего общую границу, или с уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления субъекта Российской Федерации, имеющего общую границу.

2. В ЕЕРН содержатся сведения о границе между субъектами Российской Федерации.

В рассматриваемом случае исполнителю работ совместно с заказчиком землеустроительных работ необходимо провести анализ сведений ЕЕРН о внесенных в ЕЕРН границах между субъектами Российской Федерации на:

наличие сведений о границе между субъектами Российской Федерации одновременно в кадастровых округах, имеющих общую границу;

наличие (отсутствие) пересечений и разрывов такой границы, внесенной в кадастровых округах, имеющих общую границу;

наличие (отсутствие) участков границы между субъектами Российской Федерации, относительно прохождения которых согласованная позиция между такими субъектами Российской Федерации отсутствует;

наличие согласования уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу, координатного описания прохождения границы между субъектами Российской Федерации, сведения о котором содержатся в ЕГРН.

Краткая информация об итогах проведенного анализа приводится в пояснительной записке к землеустроительному делу.

В случае, если часть границы муниципального образования совпадают с границей между субъектами Российской Федерации, сведения о которой содержатся одновременно в 2-х кадастровых округах, имеющих общую границу, и граница между субъектами Российской Федерации установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства и согласована уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу, то согласование местоположения границы такого муниципального образования может быть осуществлено органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на установление и согласование границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований.

При наличии пересечений или разрывов в местоположении границы между субъектами, отсутствии согласования одновременно уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу, наличии участков границы между субъектами Российской Федерации, относительно прохождения которых согласованная позиция между такими субъектами Российской Федерации отсутствует, а также в случае, если сведения о границе между субъектами Российской Федерации содержатся только в одном кадастровом округе, сформированные карты (планы) объекта землеустройства в обязательном порядке согласовываются с уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, имеющего общую границу.

В целях ускорения согласования местоположения границы муниципального образования в состав пакета документов, направляемых на согласование в соседний субъект Российской Федерации, полагаем возможным рекомендовать включать выписки из ЕГРН о границах между субъектами Российской Федерации в соответствующих системах координат и в сопроводительном письме указывать в какой части направленная на согласование граница муниципального образования совпадает с соответствующей границей между субъектами Российской Федерации.

Также отмечаем, что в рамках проведения работ по согласованию местоположения границы муниципального образования, часть границы которого совпадает с границей между субъектами Российской Федерации, при проведении анализа прохождения границы муниципального образования уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть дополнительно проверена корректность описания прохождения границы между субъектами Российской Федерации на соответствующем участке и наличие (отсутствие) допущенных ошибок при ее описании и согласовании.

Т.А.ГРОМОВА