<Письмо> ФАС России от 13.12.2024 N МШ/115170/24 "По вопросу установления требований о представлении документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение, а также документов, необходимых для регистрации права собственности на недвижимость, при проведении закупок по приобретению жилых помещений"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 13 декабря 2024 г. N МШ/115170/24

ПО ВОПРОСУ

УСТАНОВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДОКУМЕНТОВ,

ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ,

А ТАКЖЕ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА

СОБСТВЕННОСТИ НА НЕДВИЖИМОСТЬ, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАКУПОК

ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

ФАС России на основании пункта 5.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, по результатам обобщения и анализа практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок направляет информационное письмо о применении отдельных положений Закона о контрактной системе <1> при осуществлении закупок по приобретению жилых помещений.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.11.2024) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть как юридическое лицо, так и физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с частью 3 статьи 27 Закона о контрактной системе участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, с учетом положений пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе участниками закупок по приобретению жилых помещений могут быть не только лица, обладающие правом собственности на жилое помещение, но и лица, привлеченные в рамках оказания посреднических услуг по распоряжению жилым помещением.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пп. "в" п. 2 ч. 1 ст. 43, а не ст. 42.

Участником закупки, привлеченным в рамках оказания посреднических услуг, при регистрации в единой информационной системе представляется документ, подтверждающий полномочия представителя собственника жилого помещения (с правом продажи). При этом подпунктом "в" пункта 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать документы, подтверждающие соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

Таким документом при осуществлении закупки жилых помещений является выписка из Единого государственного реестра недвижимости (часть 1 статьи 28 Закона о государственной регистрации <2>).

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 23.11.2024) "О государственной регистрации недвижимости".

На основании вышеизложенного в целях получения сведений о соответствии жилого помещения требованиям законодательства Российской Федерации и последующего соотнесения с требованиями извещения об осуществлении закупки, а также в целях реализации положений подпункта "в" пункта 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает требование к составу заявки о представлении в составе заявки документов, подтверждающих государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество. При этом установление заказчиком в извещении об осуществлении закупки требования к участнику закупки о наличии у него права собственности на жилое помещение, подтвержденного соответствующими документами о праве, ограничивает круг участников закупки и нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку участниками закупки имеют право быть лица, привлеченные в рамках оказания посреднических услуг.

Дополнительно ФАС России сообщает, что в настоящее время разрабатывается проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которому при формировании в единой информационной системе проекта контракта, заключаемого при осуществлении закупки жилого помещения с представителем собственника жилого помещения, в такой проект контракта будет включаться полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), реквизиты счета такого представителя и собственника жилого помещения.

М.А.ШАСКОЛЬСКИЙ