<Письмо> Минздрава России от 18.12.2019 N 17-8/3134336-70693 <О применении стандартов медицинской помощи>

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 декабря 2019 г. N 17-8/3134336-70693

Департамент организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации рассмотрел обращение и сообщает.

Основами законодательства об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (далее - Основы законодательства об охране здоровья), действовавшими до 01.01.2012, в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" было предусмотрено, что виды и стандарты специализированной медицинской помощи, оказываемой в учреждениях здравоохранения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения (часть третья статьи 40).

Обязанность медицинских организаций по соблюдению стандартов медицинской помощи не была установлена Основами законодательства об охране здоровья и не вытекает из юридического статуса документа.

Стандарты, приведенные в прикрепленном к письму файле, не были зарегистрированы и опубликованы в установленном порядке, в связи с чем, по смыслу положений Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в нем предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

В настоящее время юридический статус стандартов медицинской помощи установлен статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, согласно которой медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:

в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

на основе клинических рекомендаций (с 01.01.2022);

с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Стандарты медицинской помощи разрабатываются в порядке, установленном Минздравом России, в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включают в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения, в том числе медицинских услуг (часть 4 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

В соответствии с частью 14 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с указанной статьей, в порядке, установленном Минздравом России, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:

медицинских услуг, включенных в номенклатуру медицинских услуг;

зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;

медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;

компонентов крови;

видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;

иного исходя из особенностей заболевания (состояния).

Предложения по разработке проекта стандарта медицинской помощи в Министерство здравоохранения Российской Федерации представляются главными внештатными специалистами Минздрава России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, департаментами Минздрава России (пункт 6 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.02.2018 N 53н "Об утверждении порядка разработки стандартов медицинской помощи").

Также следует отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ клинические рекомендации разрабатываются медицинскими профессиональными некоммерческими организациями по отдельным заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) с указанием медицинских услуг, предусмотренных номенклатурой медицинских услуг. Перечень заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), по которым разрабатываются клинические рекомендации, формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании установленных им критериев.

Заместитель директора Департамента

Л.Е.БЕЛЯЕВА