<Письмо> Минстроя России от 17.03.2025 N 6938-ОГ/00 <Об обязанностях граждан вносить плату за жилищные и коммунальные услуги>
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 17 марта 2025 г. N 6938-ОГ/00
Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России рассмотрел обращение, направленное письмом Минприроды России, и сообщает следующее.
Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Официальный текст Конституции Российской Федерации опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Одновременно прекратила действие Конституция СССР 1977 г., введенная в действие Законом СССР от 7 октября 1977 г. N 6367-IX "О порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) СССР", а также Конституция РСФСР, принятая 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями.
8 декабря 1991 года лидерами трех республик - основателей Союза Советских Социалистических Республик подписано Беловежское соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР.
Законом Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 25 декабря 1991 г. N 2094-1 "Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика" Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) переименована в Российскую Федерацию (Россию).
Часть 4 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" устанавливает, что впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ.
Таким образом, законодательство Союза Советских Социалистических Республик в полном объеме не применяется на территории Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства СССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, предусмотренным законодательством Российской Федерации, применяются в случае, если они не противоречат положениям ГК РФ и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Понятия "гражданин" и "физическое лицо" применяются в ГК РФ как равнозначные понятия.
Согласно пункту 1 статьи 17 ГК РФ в равной мере за всеми гражданами признается гражданская правоспособность, то есть способность иметь гражданские права и нести обязанности.
Частью 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Частью 2 статьи 17 ЖК РФ допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
При этом в силу части 4 статьи 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными приказом Минстроя России от 14 мая 2021 г. N 292/пр.
Таким образом, под правом пользования жилым помещением следует понимать, в частности, право на проживание в таком помещении, а также на использование жилого помещения в предусмотренных случаях проживающими в нем на законных основаниях гражданами для осуществления профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности.
В силу части 1 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
На основании части 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.
В силу части 1 статьи 61 ЖК РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с ЖК РФ, договором социального найма данного жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Таким образом, пользователем жилого помещения признается собственник такого помещения, члены его семьи, наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения, члены его семьи.
В силу части 1.1 статьи 157 ЖК РФ Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенного положения постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Пунктом 2 Правил N 354 термин "коммунальные услуги" определен как осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами N 354, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 4 Правил N 354 установлен перечень коммунальных услуг, к которым отнесены холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение (отведение сточных вод), электроснабжение, газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Термин "потребитель" определен пунктом 2 Правил N 354 как собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Следовательно, потребителем коммунальных услуг может быть собственник или иной пользователь помещения.
Таким образом, законом утвержден исчерпывающий перечень коммунальных услуг, определены понятия "коммунальная услуга" и "потребитель коммунальных услуг", при этом термин "пользователь коммунальной услуги" законом не определен и не подлежит применению.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со статьями 30, 39, 154, 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно части 1 статьи 38 ЖК РФ при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Рассматриваемая норма направлена на обеспечение баланса интересов потребителя и исполнителя, предоставляющего коммунальные услуги, не предусматривает возможности возложения на собственника жилого помещения обязанности по оплате услуг, не оказанных либо оказанных без законных оснований.
Статьей 154 ЖК РФ установлена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. При этом размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть соразмерен утвержденному собственниками помещений многоквартирного дома перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию конкретного дома, согласно пункту 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
Частью 1 статьи 158 ЖК РФ на собственника помещения в многоквартирном доме возложена обязанность нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В силу статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, ЖК РФ установлен приоритет определения объема потребленных коммунальных услуг исходя из показаний приборов учета над нормативом коммунальных услуг.
Таким образом, собственники и наниматели жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, обязаны вносить плату за жилищные и коммунальные услуги.
Требования к платежному документу установлены пунктом 69 Правил N 354.
В свою очередь, приказом Минстроя России от 26 января 2018 г. N 43/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг" (далее - Приказ N 43/пр) утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Объем информации, предусмотренный Правилами N 354 и Приказом N 43/пр, к отображению в платежном документе обязателен. При этом исполнитель вправе указывать в платежном документе дополнительную информацию, не предусмотренную Правилами N 354, Приказом N 43/пр.
Согласно статье 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Для публичной оферты характерно ее публичное размещение.
Таким образом, платежный документ не является офертой, поскольку содержит состав платежа за жилищно-коммунальные услуги для конкретного потребителя.
Дополнительно отмечается, что в силу действующих положений законодательства на исполнителей услуг не возлагается обязанность проставления в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг ни подписей должностных лиц, ни печати организации.
Часть 15 статьи 155 ЖК РФ допускает возможность привлечения исполнителем услуг платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Подпунктом "е" пункта 32 Правил N 354 установлено, что для начисления платы за коммунальные услуги, подготовки и доставки платежных документов исполнитель услуг вправе привлекать на основании договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя.
С данной нормой права корреспондируется требование, изложенное в пункте 63 Правил N 354, которым установлено, что плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю услуг либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Учитывая вышеизложенное, юридическое лицо, которому в соответствии с ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также его представитель, вправе взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги как самостоятельно, так и с привлечением платежных агентов и банковских платежных агентов, при этом привлечение последних не является обязательным.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях указанного Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Согласно части 3 статьи 3 Закона N 103-ФЗ денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту наличных денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.
В силу части 14 статьи 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Исходя из части 18 статьи 4 Закона N 103-ФЗ поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
Частью 19 и 20 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ установлено, что по специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться такие операции, как зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента, а также списание денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.
Таким образом, в случае привлечения платежного агента, платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Исходя из вышеизложенного, при привлечении юридическим лицом, которому в соответствии с ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, платежного агента оплата платежей нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений за жилое помещение и коммунальные услуги осуществляется на специальный банковский счет платежного агента. Платежный агент перечисляет оплату со своего специального банковского счета на специальный банковский счет поставщика.
Необходимо отметить, что в указанном случае поставщик применяет специальный банковский счет только для расчетов с платежным агентом, при расчетах с потребителями услуг указанный специальный банковский счет поставщика применению не подлежит.
Положением Банка России от 24 ноября 2022 г. N 809-П "О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения" (Зарегистрировано в Минюсте России 29 декабря 2022 г. N 71867, далее - План счетов) счет N 40821 определен как специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика; его назначение заключается в том, что таковой представляет собой специальный банковский счет, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам (субагентам), поставщикам для зачисления и списания денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляют налоговые органы Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 103-ФЗ).
В случае, если исполнитель услуг осуществляет прием платежей без участия платежного агента, тогда в платежном документе указывается расчетный счет исполнителя.
План счетов определяет счет N 40702 как счет коммерческой организации. Управляющие организации, созданные в форме обществ с ограниченной ответственностью, применяют указанный номер счета.
Счет N 40703 определен Планом счетов как счет некоммерческой организации. Товарищества собственников жилья, являющиеся некоммерческими организациями, применяют указанный номер счета.
В соответствии со статьей 75 Конституции Российской Федерации денежная единица Российской Федерации - рубль, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России.
В соответствии со статьями 29 и 30 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" банкноты и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации и безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Они обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.
Банком России устанавливаются требования по использованию в информационно-аналитических и учетно-операционных системах следующих классификационных характеристик валюты нашего государства: наименование валюты - "Российский рубль", цифровой код - "643", буквенный код - "Rub". Коды "810" и "Rur", исключенные из Общероссийского классификатора валют Изменением 6/2003 ОКВ, с 1 марта 2004 г. не применяются.
Схемой обозначения лицевых счетов и их нумерации (по основным счетам), являющейся приложением N 1 к Плану счетов, установлено, что в лицевом счете в разрядах, предназначенных для кода валюты, указываются соответствующие коды, предусмотренные Общероссийским классификатором валют (ОКВ), а по счетам в валюте Российской Федерации используется признак рубля "810".
Отмечается, что код "810" в номере лицевого счета не означает, что на этом лицевом счете проводятся операции с некоей "валютой 810", отличной по номиналу или иным параметрам от "валюты 643".
В российском законодательстве не существует понятия "валюта 643" или "валюта 810". Ни на банкнотах, ни на монетах код валюты российского рубля не указывается. Эти коды финансовые организации используют только для бухгалтерского учета и отчетности. И само по себе изменение цифровых или буквенных кодов валют никак не влияет на обращение денег.
Конвертация "валюты 643" в "валюту 810" невозможна, поскольку установленную Конституцией Российской Федерации денежную единицу Российской Федерации "рубль" нельзя конвертировать саму в себя.
Разъяснением Центрального Банка Российской Федерации от 9 ноября 2017 г. "По вопросу, связанному с обозначением признака рубля в номере лицевого счета" разъяснено, что в лицевом счете в разрядах, предназначенных для признака рубля, используется признак рубля "810". Код рубля "643", предусмотренный Общероссийским классификатором валют (ОКВ), составной частью номера лицевого счета не является.
Частью 1 статьи 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. В этой связи задолженность за предоставленные коммунальные услуги возникает с 11 числа месяца, следующего за расчетным месяцем, в котором предоставлены оплачиваемые услуги.
В соответствии с пунктом 118 Правил N 354 в случае, если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.
Таким образом, в первую очередь погашаются требования по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за текущий расчетный период, а затем за предыдущие расчетные периоды.
Частью 14 статьи 155 ЖК РФ установлено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно подпункту "а" пункта 117 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены Правилами N 354.
Порядок ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг установлен пунктом 119 Правил N 354.
Ресурсами, обеспечивающими минимальные жизненно необходимые потребности для проживания в многоквартирном или жилом доме, которые не могут быть отключены в случае образования задолженности, являются коммунальные услуги по отоплению и холодному водоснабжению.
Таким образом, ограничение или приостановление предоставления услуг направлено на недопущение увеличения задолженности потребителя.
Следует отметить, что потребитель несет установленную законодательством Российской Федерации гражданско-правовую ответственность за невнесение или несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги (пункт 158 Правил N 354).
Федеральным законом от 29 июня 2021 г. N 234-ФЗ внесены изменения в статью 446 ГПК РФ и Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Изменениями введен запрет на списание со счета должника необходимого для жизни минимального дохода.
Коммунальные долги с граждан взыскиваются в порядке приказного производства, которое не предполагает вызова сторон в заседание (статья 121 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
К спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 ГК РФ).
Срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
По поводу межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, сообщается следующее.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 августа 2005 г. N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" (далее - Постановление N 541), которым в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, установлены федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 процентов и федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина.
Постановление N 541 является действующим.
Из положений Постановления N 541 не следует, что стоимость потребленных всеми гражданами коммунальных услуг и услуг по содержанию жилого помещения подлежит оплате из средств федерального бюджета.
Постановление N 541 регулирует отношения, связанные с определением размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Постановление N 541 применяется, например, при определении размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на получение таких субсидий в соответствии с федеральным законодательством.
Гражданин может воспользоваться мерами социальной поддержки (субсидией, компенсацией) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в случае наличия оснований для применения таких мер социальной поддержки.
Порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам определен в статье 159 ЖК РФ.
Финансирование мер социальной поддержки осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае использования для финансирования указанных мер социальной поддержки средств федерального бюджета применяются положения Постановления N 541.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда.
Дополнительно отмечается, что для защиты своих конституционных прав и свобод вправе обратиться в органы прокуратуры Российской Федерации, а также обжаловать решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц в суде в установленном законом порядке в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Департамента развития
жилищно-коммунального хозяйства
Д.Ю.НИФОНТОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей