<Письмо> ФНС России от 14.03.2025 N Д-4-18/8@ "В отношении зависших клиентских платежей ликвидируемых финансовых организаций"

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 14 марта 2025 г. N Д-4-18/8@

В ОТНОШЕНИИ

ЗАВИСШИХ КЛИЕНТСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ ЛИКВИДИРУЕМЫХ

ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Федеральная налоговая служба в связи с обращением Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) об установлении и удовлетворении требований по неисполненным обязательным платежам клиентов ликвидируемых финансовых организаций сообщает следующее.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным представлять в делах о банкротстве кредитных организаций требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, в том числе по денежным средствам, списанным с расчетных счетов налогоплательщиков банками, но не зачисленным на счета по учету доходов бюджетов (клиентские платежи, обязанность плательщика по которым считается исполненной со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета плательщика, независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет <1>, далее - Зависшие клиентские платежи).

--------------------------------

<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 N 24-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и Определение Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 N 138-О "По ходатайству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

Требования по Зависшим клиентским платежам подлежат включению в реестры требований кредиторов ликвидируемых финансовых организаций в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). Погашение задолженности по Зависшим клиентским платежам, включенным в реестр требований кредиторов, осуществляется в порядке, установленном статьей 189.96 Закона о банкротстве.

В соответствии со статьей 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации, доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, зачисляются на казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" при погашении задолженности по Зависшим клиентским платежам суммы погашения отражаются в Едином налоговом счете (ЕНС) ликвидируемых финансовых организаций.

Отдельный код бюджетной классификации для учета денежных средств, поступивших в счет погашения задолженности по клиентским платежам, списанным с расчетных счетов налогоплательщиков банками, но не зачисленным на счета по учету доходов бюджетов, не предусмотрен. И поскольку Зависшие клиентские платежи не входят в состав Единого налогового платежа (ЕНП) и не формируют совокупную обязанность по уплате налога в соответствии со статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации, у кредитных организаций неправомерно формируется положительное сальдо ЕНП (переплата) либо перечисление клиентских платежей неправомерно распределяется в погашение обязательств кредитной организации.

В целях обеспечения отражения налоговыми органами поступлений по зависшим клиентским платежам в процедурах банкротства ФНС России запланирована доработка функционала по отражению и учету данных о зависших платежах.

До окончания указанных мероприятий средства, направляемые ликвидируемыми финансовыми организациями в счет погашения задолженности по клиентским платежам, списанным с расчетных счетов налогоплательщиков банками, но не зачисленным на счета по учету доходов, территориальным налоговым органам следует учитывать в категории неналоговых доходов по коду бюджетной классификации Российской Федерации для обособленного учета вышеуказанных доходов 182 1 16 10013 01 0200 140 ("Прочее возмещение ущерба, причиненного федеральному имуществу (за исключением имущества, закрепленного за федеральными бюджетными (автономными) учреждениями, унитарными предприятиями) (возмещение убытков, которые причинены в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве)").

После завершения запланированных мероприятий по доработке функционала по отражению и учету данных о зависших платежах последующее распределение поступивших средств в соответствующие бюджеты по реквизитам зависшего платежа, а также обеспечение соответствия платежей надлежащим КБК и ОКТМО будет произведено ФНС России самостоятельно.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

К.Н.ЧЕКМЫШЕВ