<Письмо> Минфина России от 13.02.2025 N 02-11-09/12793 <По вопросу о наделении избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и территориальных избирательных комиссий, на которые возложены полномочия комиссии, организующей подготовку и проведение выборов, полномочиями главного распорядителя средств местного бюджета>
Министерство финансов Российской Федерации в рамках компетенции рассмотрело обращение по вопросу направления Минфином России рекомендаций в адрес финансовых органов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о наделении избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и территориальных избирательных комиссий, на которые возложены полномочия комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории административного центра (столицы) субъекта Российской Федерации, полномочиями главного распорядителя средств местного бюджета и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, однако Минфину России не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов, а также практики их правоприменения.
Согласно положениям пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Вместе с тем Минфин России считает возможным высказать мнение по поставленному в обращении вопросу.
В соответствии с положениями статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 21 Бюджетного кодекса перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Положениями пункта 5 статьи 152 Бюджетного кодекса предусмотрено, что выполнение бюджетных полномочий, в том числе полномочий главного распорядителя бюджетных средств, осуществляется при условии включения сведений о таких полномочиях в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса <1>.
--------------------------------
<1> Приказ Минфина России от 23 декабря 2014 г. N 163н "О Порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса" (далее соответственно - Порядок N 163н, Сводный реестр).
В целях ведения Сводного реестра согласно положениям пункта 8 Порядка N 163н информация и документы формируются и представляются в Федеральное казначейство в отношении организаций, созданных субъектом Российской Федерации, - финансовым органом субъекта Российской Федерации.
В силу положений пункта 4 статьи 241 Бюджетного кодекса исполнение бюджета по расходам, предусмотренным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации, территориальным избирательным комиссиям и избирательным комиссиям муниципальных образований, осуществляется с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации. Положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 1 статьи 57 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ <2> расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ).
Положениями статей 23 и 26 Закона N 67-ФЗ установлено, что полномочия комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории административного центра (столицы) субъекта Российской Федерации, могут быть возложены на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, территориальную избирательную комиссию.
Пунктом 3 статьи 57 Закона N 67-ФЗ установлено, что главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете) на проведение выборов и референдумов, являются Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия, организующая подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума (далее - комиссия, организующая выборы).
В этой связи включение в Сводный реестр полномочия главного распорядителя средств местного бюджета комиссии, организующей выборы, возможно при условии включения ее в перечень главных распорядителей местного бюджета, установленный решением о местном бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Вместе с тем исходя из установленного Бюджетным кодексом принципа самостоятельности бюджетов <3>, предусматривающего в том числе право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, Минфин России не уполномочен направлять в указанном случае какие-либо рекомендации субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям.
--------------------------------
<3> Статья 31 Бюджетного кодекса.
При этом Минфином России в адрес субъектов Российской Федерации будет направлено письмо, содержащее вышеуказанную позицию о возможности наделения комиссии, организующей выборы, полномочиями главного распорядителя средств местного бюджета.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей