<Письмо> Минстроя России от 26.02.2025 N 10855-АЛ/08 <О практике осуществления технологического присоединения жилых комплексов и социальных объектов организациями, не имеющими статус территориальной сетевой организации>

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 февраля 2025 г. N 10855-АЛ/08

В настоящее время в ряде регионов Российской Федерации распространена практика осуществления технологического присоединения жилых комплексов и социальных объектов организациями, не имеющими статуса территориальной сетевой организации (далее - ТСО).

Права и обязанности сторон взаимоотношений на рынках электрической энергии (мощности), порождаемые ввиду наличия технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии к электрическим сетям, обуславливаются наличием надлежащего технологического присоединения.

Надлежащим технологическим присоединением является присоединение, осуществленное в соответствии с порядком, предусмотренным Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащие сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила ТП).

Организации, не имеющие статуса ТСО, выступают в роли владельцев объектов электросетевого хозяйства (далее - ОЭСХ), на них не распространяются требования и ограничения, предъявляемые к ТСО.

Такие организации не уделяют должного внимания содержанию и эксплуатации электрических сетей, финансирование мероприятий, направленных на эксплуатацию и обслуживание электрических сетей, осуществляют по остаточному принципу, несут намного меньшие издержки на создание и использование сетевой инфраструктуры, а плата за технологическое присоединение к ОЭСХ данных организаций не подлежит государственному регулированию.

Все эти факторы создают условия для недобросовестной конкуренции в области технологического присоединения в отношении ТСО.

В соответствии с пунктом 40(4) Правил ТП владелец энергопринимающих устройств, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающие устройства, за исключением объектов по производству электрической энергии, иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий (далее - опосредованное присоединение). Опосредованное присоединение может быть осуществлено в случае, если присоединение объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих владельцу ранее присоединенных энергопринимающих устройств, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации было произведено до 1 января 2015 г.

Пунктом 40(6) Правил ТП установлено, что для согласования с сетевой организацией опосредованного присоединения владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств и лицо, энергопринимающие устройства которого планируется присоединить к объектам электросетевого хозяйства владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств, являющиеся сторонами опосредованного присоединения, направляют подписанное ими уведомление об опосредованном присоединении сетевой организации.

Таким образом, в случае, если объекты владельцев ОЭСХ присоединены к сетям ТСО после 1 января 2015 г., застройщики не вправе обращаться к владельцам ОЭСХ за технологическим присоединением, а обязаны в соответствии с пунктом 8 Правил ТП обращаться в территориальные сетевые организации, объекты электросетевого хозяйства которых расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителей.

Так как объекты электросетевого хозяйства указанных организаций без статуса ТСО в подавляющем большинстве случаев присоединены к сетям ТСО после 1 января 2015 г., при этом застройщики с владельцами ОЭСХ при заключении и исполнении договоров технологического присоединения не соблюдают процедуру опосредованного присоединения, действия таких организаций нарушают требования пункта 8, пунктов 40(4) - 40(10) Правил ТП.

Несоблюдение процедуры опосредованного технологического присоединения, предусмотренной Правилами ТП, не может порождать возникновение прав и обязанностей сторон взаимоотношений на рынках электрической энергии (мощности), возникающих ввиду наличия надлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии к электрическим сетям.

Данные нарушения ведут к следующим негативным последствиям:

1) строительство электрических сетей, не обеспечивающих надежное и качественное электроснабжение потребителей, в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок, появление рисков негативного влияния и возникновения аварий в электрических сетях, принадлежащих ТСО;

2) создание заведомо недобросовестной конкуренции из-за отсутствия необходимости выполнения владельцами ОЭСХ требований, являющихся обязательными для ТСО, в том числе в части тарифного регулирования.

Для предотвращения указанных последствий, вызванных деятельностью компаний, не имеющих статуса ТСО, Минстрой России просит обратить внимание уполномоченных на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий исполнительными органами субъектов Российской Федерации или подведомственными этим органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями и организаций, аккредитованных на право проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий при рассмотрении ими проектной документации на необходимость соблюдения требований Правил ТП при осуществлении опосредованного технологического присоединения объектов конечных заявителей владельцами ОЭСХ, не имеющими статуса ТСО.

Прошу довести указанную информацию до организаций, осуществляющих экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, а также до организаций, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование и выполняющих функции застройщика (технического заказчика).

А.Н.ЛОМАКИН