<Письмо> МАП РФ от 18.10.2002 N СД/15395 "О разъяснении отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ

ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПИСЬМО

от 18 октября 2002 г. N СД/15395

О РАЗЪЯСНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

В связи с вступлением в силу с 1 июля 2002 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в соответствии со статьей 12 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон "О конкуренции"), на основании обобщения складывающейся практики применения норм Кодекса МАП России в пределах своей компетенции сообщает следующее.

1. В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Так, согласно части 2 статьи 23.48 Кодекса рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.3, 14.6, частями 1 и 2 статьи 14.8, статьей 14.9, частью 2 статьи 19.5, статьей 19.8 Кодекса, от имени МАП России и его территориальных органов вправе:

1) руководитель МАП России, его заместители;

2) руководители территориальных органов МАП России, их заместители.

Кроме того, в соответствии с пунктом 62 части 2 статьи 28.3 Кодекса, помимо случаев, предусмотренных частью 1 статьи 28.3 Кодекса, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.1, 14.24, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 Кодекса, вправе составлять должностные лица МАП России.

Однако поскольку абзацем первым части 2 статьи 28.3 Кодекса (являющимся общей нормой по отношению к следующим за ней частям статьи 28.3 Кодекса) предусмотрено, что протоколы об указанных административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, структурных подразделений и территориальных органов, то следует сделать вывод о предоставлении права составлять протоколы за такие правонарушения как должностным лицам МАП России, так и должностным лицам территориальных управлений МАП России.

Согласно абзацу второму части 3 статьи 28.3 Кодекса, помимо случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17.7 и 17.9 Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом.

При этом следует учитывать то, что перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 2 и 3 статьи 28.3 Кодекса, устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти (часть 4 статьи 28.3 Кодекса), т.е. приказами МАП России.

2. В случае выявления признаков административного правонарушения уполномоченное должностное лицо составляет и подписывает протокол об административном правонарушении.

В статье 28.2 Кодекса установлены обязательные требования к содержанию и процессуальной форме протокола об административном правонарушении:

- в протоколе указываются сведения, предусмотренные частью 2 статьи 28.2 Кодекса;

- в протоколе делается запись о разъяснении прав и обязанностей физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении (часть 3 статьи 28.2 Кодекса);

- физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом (часть 4 статьи 28.2 Кодекса);

- протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.2 Кодекса);

- физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, по их просьбе вручается под расписку копия протокола (часть 6 статьи 28.2 Кодекса).

3. Кодекс устанавливает определенные сроки составления и направления судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, протокола об административном правонарушении.

а) Протокол об административном правонарушении составляется:

- немедленно после выявления совершения административного правонарушения;

- в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения;

- при проведении административного расследования протокол об административном правонарушении должен быть составлен по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 Кодекса (часть 3 статьи 28.5 Кодекса).

Так, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о защите прав потребителей осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование (часть 1 статьи 28.7 Кодекса).

При этом следует обратить внимание на то, что в случае, если получить в соответствии с частью 5 статьи 28.2 Кодекса подпись физического или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, на протоколе в сроки, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 28.5 Кодекса, представляется затруднительным, уполномоченное должностное лицо вправе принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в виде определения при условии соблюдения требований статьи 28.7 Кодекса.

Однако срок административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца.

Таким образом, максимально возможный срок проведения административного расследования, установленный Кодексом, составляет два месяца. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (части 5 и 6 статьи 28.7 Кодекса).

При этом к "иным процессуальным действиям", помимо проведения экспертизы, проведение которых требует значительных временных затрат, могут быть отнесены, в частности:

взятие проб и образцов (статья 26.5 Кодекса), направление поручений и запросов по делу об административном правонарушении (статья 26.9 Кодекса), истребование сведений (статья 26.10 Кодекса), осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (статья 27.8 Кодекса).

б) В соответствии с частью 5 статьи 28.2 Кодекса протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Согласно части 2 статьи 25.4 Кодекса законными представителями юридического лица в соответствии с Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Известно, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников (пункты 1 и 2 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, как законный представитель юридического лица протокол вправе подписать любое лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами юридического лица, в частности, являющееся единоличным исполнительным органом юридического лица, либо лицо, исполняющее обязанности единоличного исполнительного органа, а также лицо, наделенное такими полномочиями в соответствии с законом, а также на основании надлежащим образом оформленной доверенности.

в) Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков (части 1 и 3 статьи 28.8 Кодекса).

Так, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

г) В соответствии с частью 1 статьи 29.6 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Согласно части 2 статьи 29.6 Кодекса в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

4. В соответствии с частью 4 статьи 28.1 Кодекса дело об административном правонарушении (в том числе длящемся административном правонарушении) считается возбужденным с момента:

1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 Кодекса;

2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 Кодекса.

Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 4.5 Кодекса при длящемся административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности (один год) за нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о рекламе начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, т.е. момента поступления соответствующих документов и сведений в МАП России (его территориальные органы).

5. При применении положений Кодекса, в частности института давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 Кодекса), следует обращать внимание на общетеоретические правовые конструкции, касающиеся понятия единого сложного правонарушения и его видов:

1) продолжаемого правонарушения - такого, которое складывается из ряда тождественных деяний, направленных к одной цели и объединенных единым умыслом;

2) длящегося правонарушения - действия или бездействия, сопряженного с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административного наказания, характеризующегося непрерывным осуществлением состава определенного правонарушения.

Длящееся правонарушение начинается с какого-либо действия или акта бездействия и заканчивается вследствие действий самого виновного, направленных к прекращению продолжения правонарушения или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему совершению правонарушения.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральный закон от 23.06.1999 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Так, например, если субъект совершает сделку без согласования с антимонопольным органом в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях (в частности, в соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", статьей 17 Федерального закона от 23.06.99 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"), правонарушение считается оконченным в момент совершения сделки, и его нельзя признать длящимся, поскольку обязанность последующего согласования совершения сделок законодательством Российской Федерации не установлена.

В то же время ограничение свободы торговли (статья 14.9 Кодекса) является длящимся правонарушением. Совершение любых действий, подпадающих под признаки предусмотренного статьей 14.9 Кодекса состава административного правонарушения соответствующими должностными лицами, направленных на незаконное ограничение свободы торговли, в том числе издание в пределах своей компетенции правовых актов, содержание которых направлено на недопущение на местные рынки товаров из других регионов Российской Федерации либо запрещение вывоза местных товаров в другие регионы Российской Федерации с момента вступления таких правовых актов в силу в установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации порядке, является ограничением торговли в смысле указанной статьи Кодекса.

6. Согласно части 1 статьи 27.1 Кодекса в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применить такие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как доставление (статья 27.2 Кодекса) и привод (статья 27.15 Кодекса).

а) В соответствии со статьей 27.2 Кодекса доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (милиции при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, - в частности, в служебное помещение органа внутренних дел (милиции)).

б) В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 29.4, пунктом 8 части 1 статьи 29.7 Кодекса, применяется привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также свидетеля.

Привод осуществляется органом внутренних дел (милицией) на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел (статья 27.15 Кодекса).

Так, согласно части 3 статьи 29.4, пункту 8 части 1 статьи 29.7 Кодекса в случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 Кодекса, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

Ввиду того, что одним из случаев возбуждения дела об административном правонарушении Кодекс называет составление первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 Кодекса (пункт 1 части 4 статьи 28.1 Кодекса), а в специальной норме, регулирующей порядок осуществления доставления физического лица (статья 27.2 Кодекса), не конкретизирован процессуальный документ, оформляющий данную процедуру, при доставлении физического лица необходимо руководствоваться общей нормой части 4 статьи 28.1 Кодекса и составлять протокол о доставлении физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении.

7. Сотрудники, уполномоченные МАП России (территориальным органом), в целях реализации возложенных на них функций наделены статьей 13 Закона "О конкуренции" правом беспрепятственного доступа (правом доступа к информации) в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в коммерческие и некоммерческие организации и их объединения, в другие организации и учреждения и знакомства на основании письменного запроса с необходимыми документами.

При этом органы милиции обязаны оказывать практическую помощь сотрудникам МАП России (территориального органа) при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая при этом беспрепятственный доступ к необходимой информации в целях выполнения возложенных на них функций.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 27.8 Кодекса осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 Кодекса.

Согласно части 1 статьи 27.10 Кодекса изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 Кодекса, в присутствии двух понятых.

При осуществлении указанных процессуальных действий соответствующие должностные лица должны руководствоваться требованиями статьи 1.6 Кодекса. Так, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

При этом следует обратить внимание на то, что применение уполномоченными на то органом или должностным лицом мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

Таким образом, ввиду того, что статьей 13 Закона "О конкуренции" предусмотрено лишь право указанных лиц знакомиться на основании письменного запроса с необходимыми документами, возможность осуществления изъятия вещей и документов в соответствии со статьей 27.10 Кодекса не представляется возможным.

8. В соответствии со статьей 25.13 Кодекса при наличии предусмотренных статьей 25.12 Кодекса обстоятельств, исключающих возможность участия лица в качестве защитника, представителя, специалиста, эксперта или переводчика в производстве по делу об административном правонарушении, указанное лицо подлежит отводу.

Заявление о самоотводе или об отводе подается судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

Рассмотрев заявление о самоотводе или об отводе, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносит определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

При этом частью 2 статьи 29.3 Кодекса предусмотрено, что при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 29.2 Кодекса, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу.

Вместе с тем Кодексом не установлены лица, обладающие правом заявить отвод защитнику, представителю, специалисту, эксперту, переводчику. Таким образом, применяя аналогию закона, следует сделать вывод о том, что отвод указанным лицам может быть заявлен следующими участниками производства по делам об административных правонарушениях: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического или юридического лица, защитником, представителем, прокурором.

9. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 Кодекса).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно части 3 статьи 2.1 Кодекса назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо (в том числе юридическое), не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

При этом лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Таким образом, Кодекс фактически воспринял гражданско-правовую конструкцию ответственности юридического лица. Так, Кодекс разделяет понятия ответственности юридического лица и физического лица, являющегося, например, членом совета директоров общества, его единоличным исполнительным органом и т.п. за одно и то же административное правонарушение.

При этом важно учитывать, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу (части 1 и 2 статьи 2.10 Кодекса).

10. При назначении административного наказания следует руководствоваться общими правилами назначения административного наказания, закрепленными статьей 4.1 Кодекса.

Так, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.

При этом при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

11. Согласно статье 4.4 Кодекса при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.

Институт совокупности преступлений и институт уголовной ответственности по совокупности преступлений традиционно являются институтами уголовного права. Так, в соответствии со статьей 17 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) совокупностью преступлений признается совершение двух или более преступлений, предусмотренных различными статьями или частями УК РФ, ни за одно из которых лицо не было осуждено. При совокупности преступлений лицо несет уголовную ответственность за каждое совершенное преступление по соответствующей статье или части статьи УК РФ. Совокупностью преступлений признается и одно действие (бездействие), содержащее признаки преступлений, предусмотренных двумя или более статьями УК РФ. Если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме. В статье 69 УК РФ содержится порядок назначения наказания по совокупности преступлений, в статье 70 УК РФ - установлен порядок назначения наказания по совокупности приговоров.

Ввиду того, что Кодексом не установлен порядок назначения наказания ни по совокупности административных правонарушений, ни по совокупности постановлений о наложении административного взыскания, а применение к указанным правоотношениям по аналогии норм УК РФ представляется невозможным, порядок назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, характер таких правонарушений, предельный размер санкций за их совершение, возможность, сроки и порядок объединения дел об административных правонарушениях в отношении одного лица, порядок оформления соответствующих процессуальных документов в указанных случаях и иные, связанные с рассматриваемой ситуацией, вопросы не нашли своего регулирования в Кодексе.

12. В соответствии со статьей 31.5 Кодекса при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.

13. В соответствии с частью 2 статьи 19.5 Кодекса невыполнение в установленный срок законного предписания МАП России, его территориального органа - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти МРОТ; на юридических лиц - от двух до пяти тысяч МРОТ.

Исходя из смысла указанной статьи, сопоставляя размеры штрафов, установленных законодателем для должностных лиц и юридических лиц в случаях совершения ими указанного правонарушения, следует сделать вывод о том, что нижним пределом размера штрафа, установленного для юридических лиц, является две тысячи МРОТ.

14. Согласно абзацу второму части 3 статьи 3.5 Кодекса административный штраф за нарушение антимонопольного законодательства, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, может быть установлен с превышением размеров, указанных в абзаце первом части 3 статьи 3.5 Кодекса, но не может превышать для должностных лиц двести МРОТ, для юридических лиц - пять тысяч МРОТ.

Таким образом, указанная норма не предусматривает возможности наложения штрафа за нарушение законодательства о защите прав потребителей с превышением размеров, установленных данной статьей.

В связи с изложенным применение санкции, предусмотренной частью 2 статьи 19.5 Кодекса, за невыполнение в установленный срок законного предписания МАП России, его территориального органа об устранении нарушений законодательства о защите прав потребителей в настоящее время представляется невозможным.

За совершение указанного правонарушения в области защиты прав потребителей наступает ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 19.5 Кодекса.

Вместе с тем к компетенции МАП России, его территориальных органов не отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 Кодекса (статья 23.48 Кодекса). Так, в соответствии с частью 1 статьи 23.1 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 Кодекса, рассматривают судьи. Согласно пункту 62 части 2 статьи 28.3 Кодекса должностные лица МАП России вправе лишь составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей.

15. В соответствии со статьей 14.3 Кодекса нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) является административным правонарушением, совершение которого влечет наложение штрафа.

Термины "ненадлежащая реклама" и "контрреклама" содержатся соответственно в абзацах третьем и четвертом статьи 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе".

МАП России (его территориальные органы), осуществляя в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, направляет рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям:

1) предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

2) решения об осуществлении контррекламы (абзац третий части 1 статьи 26 Федерального закона "О рекламе").

Порядок осуществления контррекламы, ее характеристики регулируются статьей 29 Федерального закона "О рекламе".

В случае установления факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе нарушитель обязан осуществить контррекламу в срок, установленный МАП России (его территориальным органом), вынесшим решение об осуществлении контррекламы. Содержание контррекламы согласовывается с МАП России (его территориальным управлением), который установил факт нарушения и принял соответствующее решение о его исправлении (часть 1 и абзац первый части 3 статьи 29 Федерального закона "О рекламе").

При этом в случае, если контрреклама не осуществлена нарушителем в установленный срок, МАП России (его территориальный орган), принявший решение о проведении контррекламы, вправе принять решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя до дня завершения распространения им контррекламы (часть 1 и абзац первый части 2 статьи 29 Федерального закона "О рекламе").

В соответствии с абзацем четвертым части 3 статьи 31 Федерального закона "О рекламе" уплата штрафа не освобождает рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламопроизводителя от исполнения:

1) предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или

2) решения об осуществлении контррекламы.

Таким образом, на основании вышеизложенного следует сделать вывод о том, что статьей 14.3 Кодекса установлена административная ответственность за два различных нарушения соответствующими субъектами законодательства о рекламе:

1) ненадлежащая реклама (недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации);

2) отказ от контррекламы, т.е. от опровержения ненадлежащей рекламы, распространяемого в целях ликвидации вызванных ею последствий в соответствии с вынесенным МАП России (его территориальным органом) решением об осуществлении контррекламы.

16. Федеральным законом "О рекламе" в качестве одного из средств административного воздействия на нарушителей законодательства о рекламе предусмотрена возможность вынесения МАП России, его территориальным органом решения об осуществлении контррекламы.

При этом до вступления в силу Кодекса в соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 31 Федерального закона "О рекламе" МАП России (его территориальные органы) были вправе налагать штрафы на рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей за неисполнение в срок решений об осуществлении контррекламы в размере до 5000 МРОТ.

Однако после вступления в силу Кодекса абзац первый пункта 3 статьи 31 Федерального закона "О рекламе" утратил силу, а в Кодексе не содержится состава правонарушения, предусматривающего ответственность в случае неисполнения в срок решения об осуществлении контррекламы (в части 2 статьи 19.5 Кодекса предусмотрена лишь ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания МАП России, его территориального органа).

17. Ввиду того, что с 01.07.2002 вступил в силу Кодекс, устанавливающий новый порядок и сроки административного производства, при осуществлении производства по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, о защите прав потребителей, необходимо руководствоваться нормами вступившего в силу Кодекса.

В связи с этим следует обратить особое внимание на порядок действия законодательства об административных правонарушениях во времени (статья 1.7 Кодекса), а также на особенности введения в действие Кодекса (статьи 4, 5, 6 Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

С.Н.ДУДКИН