Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в данном документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются до 1 сентября 2025 года (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467). Срок действия документа ограничен 1 сентября 2026 года.

I. Общие положения

1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации, статьями 32, 33 и 37 Конвенции о международной гражданской авиации, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1970 г. (вступила в силу для Российской Федерации 16 августа 2005 г.) (далее - Конвенция) и в целях реализации Приложения 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу" к Конвенции.

(п. 1.1 в ред. Приказа Минтранса России от 02.02.2024 N 42)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<1> Сноска исключена с 1 сентября 2024 года. - Приказ Минтранса России от 02.02.2024 N 42.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. Настоящие Правила определяют требования к следующим лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, включенных в перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации <1>:

--------------------------------

<1> Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 419 "Об утверждении Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 28 ноября 2022 г., регистрационный N 71168).

частный пилот (самолет, дирижабль, вертолет);

коммерческий пилот (самолет, дирижабль, вертолет);

пилот многочленного экипажа (самолет);

линейный пилот (самолет, вертолет);

пилот планера;

пилот свободного аэростата;

пилот сверхлегкого воздушного судна;

штурман;

бортрадист;

бортинженер (бортмеханик);

летчик-наблюдатель;

бортпроводник;

бортоператор;

внешний пилот;

специалист по техническому обслуживанию воздушных судов;

сотрудник по обеспечению полетов.

(п. 1.2 в ред. Приказа Минтранса России от 02.02.2024 N 42)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.3. Выполнение функций члена экипажа воздушных судов, специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации осуществляется лицом, удовлетворяющим требованиям настоящих Правил и имеющим действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками.

(в ред. Приказа Минтранса России от 10.02.2014 N 32)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.4. В свидетельствах, указанных в пункте 1.2 настоящих Правил, приводятся сведения, установленные в Приложении 2 к настоящим Правилам.

1.5. Для выполнения предусмотренных настоящими Правилами функций члена экипажа воздушного судна, зарегистрированного в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, к свидетельству, выданному другим государством - членом Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО), необходимо иметь разрешение, выдаваемое уполномоченным органом в области гражданской авиации (далее - уполномоченный орган) <2>, которое является неотъемлемой частью свидетельства.

(в ред. Приказа Минтранса России от 02.02.2024 N 42)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<2> Подпункт 5.4.15 пункта 5 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396 (далее - Положение).

(сноска введена Приказом Минтранса России от 02.02.2024 N 42)

Уполномоченный орган указывает в разрешении срок его действия, который не может превышать срока действия самого свидетельства и может ограничить разрешенные функции обладателя свидетельства.

1.6. Обладатель свидетельства не осуществляет функций, предусмотренных свидетельством и соответствующими квалификационными отметками, если он не отвечает требованиям, установленным настоящими Правилами.

1.7. В случаях, установленных пунктом 1.3 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации, обладатель свидетельства должен иметь действующее медицинское заключение о годности к выполнению работ по соответствующим должностям, выданное в порядке, установленном в соответствии с пунктом 1 статьи 53.1 Воздушного кодекса Российской Федерации.

(п. 1.7 в ред. Приказа Минтранса России от 02.02.2024 N 42)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<1> Сноска исключена с 1 сентября 2024 года. - Приказ Минтранса России от 02.02.2024 N 42.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.8. При ухудшении состояния здоровья обладателя свидетельства, препятствующем безопасному выполнению предусмотренных его свидетельством функций, запрещается выполнять такие функции.

1.9. Обладателям свидетельств запрещается выполнять функции, предусмотренные свидетельствами и квалификационными отметками, в случае выявления признаков состояния опьянения, фактов употребления алкоголя, наличия в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ <3>.

(п. 1.9 в ред. Приказа Минтранса России от 02.02.2024 N 42)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<3> Пункт 8 статьи 53.1 Воздушного кодекса Российской Федерации.

(сноска в ред. Приказа Минтранса России от 02.02.2024 N 42)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.10. Члены летных экипажей в установленном порядке ведут записи об опыте летной эксплуатации воздушного судна.

1.11. Члены летных экипажей (пилоты, штурманы и бортрадисты), осуществляющие ведение радиотелефонной связи на борту воздушного судна при выполнении международных полетов в воздушном пространстве государств, не использующих при ведении радиотелефонной связи русский язык, проходят контроль знаний общего и авиационного английского языка на соответствие требованиям, установленным в разделе 1.2.9 главы 1 Приложения 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу" к Конвенции о международной гражданской авиации, по результатам которого им присваивается уровень владения языком.

Для выполнения международных полетов в воздушном пространстве государств, не использующих при ведении радиотелефонной связи русский язык, обладатель свидетельства проходит повторный контроль знаний английского языка:

при демонстрации знаний на четвертом уровне - через три года;

при демонстрации знаний на пятом уровне - через шесть лет;

при демонстрации знаний на шестом уровне прохождение повторного контроля знаний не требуется.

(п. 1.11 в ред. Приказа Минтранса России от 10.02.2014 N 32)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.12. В настоящих Правилах используются термины и определения, которые приведены в Приложении N 1 к настоящим Правилам.