Урок 4. Конструкторы договоров и учетной политики

Примеры с решением к уроку 4.
Конструкторы договоров и учетной политики

1
Пример создания проекта договора
Составим и сохраним в Word договор подряда со следующими условиями:
— начало работы — с момента внесения заказчиком аванса;
— размер предоплаты — 100%.

Решение:

  1. Перейдем к «Конструктору договоров» по ссылке на стартовой странице (при наличии доступа в интернет).

  2. Выберем договор подряда (с юридическими и физическими лицами). В правой части окна появится информация о данном виде договора: его суть, существенные условия договора, отличие от других договоров.

  3. Нажмем кнопку «Создать договор». Откроется окно создания договора. Оно разделено на три части:
    — левая часть — выбор раздела создаваемого договора. Это, по сути, его оглавление;
    — средняя часть — вопросы об условиях договора и варианты ответов для выбранного раздела;
    — правая часть — демонстрируется фрагмент текста создаваемого раздела, который изменяется в зависимости от выбранных условий (см. рис.).

  4. Выберем раздел «Сроки выполнения работы». Найдем вопрос «Как определяется начальный срок выполнения работы?» и выберем в нем ответ «Указанием на событие». Появится список событий, где выберем вариант «уплата заказчиком аванса».

  5. Установим условие о 100-процентной предоплате. Выберем раздел «Порядок оплаты работы» и найдем вопрос «Каков порядок оплаты работы?». В нем есть только 2 варианта:
    «Предварительная оплата (100%)» и «Смешанная форма оплаты (частичная предоплата)».
    Отсутствует вариант ответа «Оплата после выполнения работы» в связи с тем, что ранее выбрано условие об исчислении срока с момента внесения заказчиком аванса, т.е. предполагается наличие аванса. Выберем вариант «Предварительная оплата (100%)» (см. рис.). Появится предупреждение о рисках для заказчика при выборе данного варианта. Кроме того, мы увидим новую группу условий, касающихся выбранного нами варианта оплаты.

    В области «Фрагменты текста договора» появится выбранное условие (п. 3.4). Изменения выделены.

  6. После того как условия договора выбраны, нажмем кнопку «Текст документа».

  7. Откроется составленный нами проект договора подряда. Его можно сохранить в папке «Мои проекты» или сохранить в Word.

  8. Сохраним текст договора в Word. Нажмем кнопку «Экспорт в Word» (см. рис.). При этом можно выбрать варианты «с предупреждениями» или без них. Предупреждения могут быть необходимы для дальнейшей работы с договором.

2
Пример экспертизы договора
Проанализируем образец договора подряда, скопированный с одного из интернет-сайтов. В частности, обратим внимание, что договором предусмотрена обязанность заказчика предоставить подрядчику материалы.

Решение:

  1. Перейдем к «Конструктору договоров» по ссылке на стартовой странице (при наличии доступа в интернет). В рубрикаторе выберем договор подряда (с юридическими и физическими лицами).

  2. Нажмем кнопку «Создать договор». Будем последовательно указывать в «Конструкторе договоров» те условия, которые зафиксированы в анализируемом образце (т.е. с помощью «Конструктора договоров» составляем договор, аналогичный образцу).

  3. Укажем в договоре, что материалы для работы должен предоставить заказчик. Найдем раздел «Порядок выполнения работы» и выберем группу условий «Предоставление материалов и оборудования для выполнения работы». В средней части появляются вопросы для выбранного нами раздела. Найдем вопрос «Кто предоставляет материалы для выполнения работы?», выберем ответ «Заказчик». Появится предупреждение о последствиях неисполнения данной обязанности (см. рис.). Ознакомимся с судебной практикой по вопросу, перейдя по ссылке «См. судебную практику в Рисках заказчика».

3
Пример работы с Конструктором учетной политики
Организация, которая в соответствии с ПБУ 8/2010 обязана признавать оценочные обязательства по предстоящим выплатам отпускных работникам («резервы на оплату отпусков»), устанавливает в учетной политике порядок расчета таких обязательств и их отражения в учете.

Решение:

  1. Перейдем к «Конструктору учетной политики» по ссылке на стартовой странице системы КонсультантПлюс (при наличии доступа в интернет).

  2. Во вкладке «Учетная политика» выберем вид документа «Учетная политика для целей бухгалтерского учета (2024 год)» и нажмем кнопку «Создать документ».

  3. Откроем раздел «Оценочные обязательства» и найдем вопрос «Метод определения оценочного обязательства по оплате отпусков работников на промежуточные отчетные даты». По умолчанию выбран точный расчет (метод обязательства), который дает наиболее точную оценку обязательства. Автоматически такой же метод устанавливается для расчета оценочного обязательства на 31 декабря отчетного года. Справа приводится соответствующая формулировка учетной политики с формулами для расчета.

  4. Если выбрать вариант «Упрощенный расчет» для определения оценочного обязательства на промежуточные отчетные даты, то конструктор предложит указать метод расчета. Нормативный метод отмечен по умолчанию. Он предполагает расчет исходя из норматива расходов на оплату отпусков на основе данных прошлого года. Справа приводится соответствующая формулировка учетной политики с формулами для расчета (см. рис.).

  5. При выборе варианта «Упрощенный расчет» для определения оценочного обязательства на промежуточные отчетные даты появляется условие для выбора метода определения оценочного обязательства на конец отчетного года. По умолчанию задан точный расчет (метод обязательства (см. рис.). Соответствующая формулировка учетной политики представлена в тексте справа.

  6. Созданный шаблон учетной политики можно сохранить в конструкторе или перенести в Word (см. рис.).