«Преподаватель вуза – это источник открытий для студентов»

«Преподаватель вуза – это источник открытий для студентов»

Онлайн-интервью с преподавателями из РЭУ им. Г.В. Плеханова, РТА и ВГУЮ

Теперь у преподавателей высшей школы есть свой профессиональный праздник – 19 ноября. В честь праздника мы решили поговорить с преподавателями московских вузов о профессиональных буднях, о том, почему им нравится учить, что думают о своих студентах и чему у них учатся.

 

Татьяна Батрова

КонсультантПлюс: Расскажите, как вы начали преподавать? Почему стали этим заниматься: по велению души, по воле случая или есть другая причина?

Татьяна Александровна Батрова, профессор кафедры гражданского и предпринимательского права ВГУЮ: Профессия учителя меня всегда привлекала, но увлечение юриспруденцией, ставшее следствием обучения в юридическом классе, созданном на базе юридического вуза, на некоторое время отодвинула меня от реализации этой идеи. Позже, в силу жизненных обстоятельств, связанных, в том числе, с трудностями трудоустройства в 90-е годы, я, уже имея юридическое образование, начала преподавать правовые дисциплины в колледже, а затем и в вузе.

Большая часть моей педагогической деятельности связана с Рязанским филиалом Московского университета МВД России, где я, будучи преподавателем кафедры, в 2002 г. была аттестована в качестве сотрудника органов внутренних дел и закончила службу в должности начальника кафедры в 2021 г.

Агакерим Агасалим оглы Салимов, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова: Будучи аспирантом, я проводил занятия в РЭУ им. Г.В. Плеханова. По окончании аспирантуры заведующий кафедрой экономики права и гражданско-правовых дисциплин предложил мне работать на кафедре. После года работы я решил продолжить работать преподавателем.

Дмитрий Анатольевич Бражников, к.ю.н., заведующий кафедрой административного и финансового права Российской таможенной академии (РТА), доцент, полковник полиции в отставке: После прохождения срочной службы в Вооруженных силах СССР по рекомендации трудового коллектива и комсомольской организации был направлен работать в подразделениях уголовного розыска г. Челябинска. Совмещал практическую деятельность с заочным обучением в Екатеринбургской высшей школе МВД России. В 1996 г. был создан Челябинский юридический институт МВД России, одним из структурных подразделений которого была кафедра оперативно-розыскной деятельности. Кафедра формировалась из действующих сотрудников министерства, имеющих опыт практической работы в оперативных подразделениях и склонность к педагогической работе.

В 1998 г. с должности начальника отделения уголовного розыска я был откомандирован на кафедру оперативно-розыскной деятельности Челябинского юридического института МВД России с целью подготовки квалифицированных кадров для оперативных подразделений органов внутренних дел. Считаю, что преподавателем стал, с одной стороны, по воле случая, а с другой, по велению души, понимая важность и нужность педагогического труда.

 

Агакерим Салимов

КонсультантПлюс: Какие дисциплины вы преподаете? В чем видите ценность ваших лекций и семинарских занятий?

Т.А. Батрова (ВГУЮ): В настоящее время преподаю коммерческое право и международное частное право. В отдельные периоды я преподавала предпринимательское, гражданское право, гражданский процесс и ряд других дисциплин. Достаточно интересным для меня стало преподавание спецкурсов в рамках магистерской программы. Лекции и семинарские занятия стараюсь строить таким образом, чтобы показать студентам проблемы нормотворческой и правоприменительной деятельности, сломать стереотипы, заставить думать, творчески подходить к решению профессиональных задач. И радует, когда вижу стремление студента глубже погрузиться в ту или иную проблему.

А.А. Салимов (РЭУ им. Г.В. Плеханова): На данный момент веду семинарские занятия по гражданско-правовым и историко-правовым дисциплинам. Ценность работы на кафедре гражданско-правовых дисциплин заключается в том, что большинство преподавателей ведут практическую юридическую деятельность в разных сферах (в органах государственной власти, в бизнесе, в процессуальных действиях). Накопленный опыт они передают учащимся.

Д.А. Бражников (РТА): С учетом моего профиля подготовки и опыта работы в оперативно-розыскных подразделениях, в основном это учебные дисциплины по оперативно-розыскному и уголовно-правовому профилю. В настоящее время это «Основы оперативно-розыскной деятельности в таможенных органах», «Организация и осуществление оперативно-розыскных мероприятий по направлениям оперативно-служебной деятельности оперативных подразделений таможенных органов», «Оперативно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности таможенных органов», «Криминалистика».

Ценность занятий выражается в выработке необходимых компетенций, которые в последующем выпускник академии может реализовать в практической деятельности. Полученные знания помогают максимально быстро адаптироваться в профессиональной среде и эффективно решать поставленные задачи в сфере борьбы с преступностью.

 

Дмитрий Бражников

КонсультантПлюс: Что вам больше всего нравится в профессии: рассказывать и объяснять, готовить материал к лекциям и семинарам или общаться со студентами?

Т.А. Батрова (ВГУЮ): Мне кажется, все это взаимосвязано, поскольку без хорошей подготовки к занятиям невозможно заинтересовать темой курса, выстроить полноценную дискуссию, обеспечив плодотворное общение со студентами.

А.А. Салимов (РЭУ им. Г.В. Плеханова): Все, что связано с деятельностью преподавателя: рассказывать, объяснять, готовить лекционные и семинарские материалы, общаться со студентами,- нужно рассматривать в совокупности.

Д.А. Бражников (РТА): С учетом того, что со студентами юридического факультета кафедра работает с первого курса и до завершения обучения, то ты за весь период обучения видишь их профессиональное взросление, победы и неудачи. К завершению обучения ты знаешь каждого студента, его профессиональные устремления и особенности личности. Мне нравится принимать участие в составе ГЭК в государственной итоговой аттестации и защите выпускных квалификационных работ, так как там видишь результат своего труда по становлению специалиста.

 

КонсультантПлюс: Есть известное выражение «когда мы учим, то мы учимся сами». На ваш взгляд, чему вы учитесь, находясь в роли преподавателя?

Т.А. Батрова (ВГУЮ): Учитывая, что преподаватель в значительной мере должен быть путеводной звездой, источником открытий для студентов, приходится держать себя в тонусе, постоянно учиться, отслеживать актуальную информацию. Иногда вопросы студентов в ходе лекции или семинарского занятия дают толчок новым исследованиям или, по меньшей мере, обозначают проблематику, требующую внимания.

А.А. Салимов (РЭУ им. Г.В. Плеханова): Каждое поколение имеет особенности. Поиск методов преподавания, подходов, на мой взгляд, является подтверждением выражения «когда мы учим, то мы учимся». Учимся смотреть на общественные отношения, на происходящее с точки зрения студентов. Находить новые вызовы как в преподавании, так и в правовом регулировании общественных отношений.

Д.А. Бражников (РТА): Меняется законодательство, появляются новые подходы и технологии обучения. Преподаватель должен постоянно работать над собой, совершенствовать свой уровень профессиональной подготовки.

 

КонсультантПлюс: Преподавателю часто приходится повышать квалификацию, проходить обучение. Какая позиция вам больше нравится: учитель или ученик?

Т.А. Батрова (ВГУЮ): Мне кажется, категоричное распределение ролей, предполагающее доминирование одного из субъектов учебного процесса, не всегда является удачным решением, особенно при повышении квалификации. Основа любого общения – уважение, готовность услышать другую сторону. При этом я всегда готова учиться, но мне важно видеть в роли учителя квалифицированного специалиста, способного передать свои знания, учесть интересы слушателей.

А.А. Салимов (РЭУ им. Г.В. Плеханова): Как я отметил, работа в студенческой среде, с активно меняющимися поколениями, уже является процессом совершенствования. Чтобы быть в тонусе, соответствовать требованиям современного мира, необходимо повышать квалификацию. Например, участвовать во встречах, которые организует учебный центр компании «КонсультантПлюс».

Д.А. Бражников (РТА): Мне больше импонирует позиция учитель. Но если во время занятий сталкиваешься со студентом, который уже совмещает учебу и службу в правоохранительном блоке и у которого есть профессиональный опыт, то, конечно, позиция может измениться. С удовольствием перенимаю опыт, и роли меняются.

 

КонсультантПлюс: Какими вы видите современных студентов, какие они?

Т.А. Батрова (ВГУЮ): Они разные. Среди них есть и случайные люди, которые вряд ли найдут себя в профессии, и очень талантливые и увлеченные. С последними интересно. И в значительной мере я ориентируюсь на них, когда готовлюсь к занятиям.

А.А. Салимов (РЭУ им. Г.В. Плеханова): Хотелось бы видеть современных студентов, в первую очередь, патриотами России, которые знают политико-правовые и историко-правовые аспекты Российской государственности, понимают происходящие мировые процессы и готовы вложить много усилий в саморазвитие, чтобы стать профессиональными юристами.

Д.А. Бражников (РТА): На мой взгляд, современные студенты обладают очень приличными компетенциями, связанными с поиском решения поставленных перед ними задач. Для этого они используют не только различные информационные системы, в том числе КонсультантПлюс, но и возможности искусственного интеллекта и другие технологические решения. Приятно осознавать, что большинство учащихся замотивированы на учебу по конкретной специальности и уже со второго курса видят свою карьерную траекторию развития.

 

КонсультантПлюс: Следите ли вы за развитием своих студентов, бывает ли, что они обгоняют вас?

Т.А. Батрова (ВГУЮ): Мне нравится выражение «плох тот ученик, что не превзошел своего учителя». Поэтому только радует, когда я вижу, что в каких-то аспектах студенты превосходят меня, увлекаясь какой-то темой, настолько глубоко ее изучают, что задают достаточно сложные и неординарные вопросы, на которые не всегда легко ответить. Надеюсь, тенденция профессионального роста у них сохранится.

А.А. Салимов (РЭУ им. Г.В. Плеханова): Результатом работы преподавателя являются достижения студентов, в становлении которых он принимал участие. Существующая ассоциация выпускников РЭУ им. Г.В. Плеханова является прекрасной площадкой для отслеживания профессионального роста выпускников нашего вуза.

Д.А. Бражников (РТА): С удовольствием наблюдаю и испытываю гордость за своих бывших курсантов, студентов и слушателей, которые в настоящее время проходят службу на различных должностях в системе государственной и муниципальной службы РФ. Конечно, ряд моих учеников обогнали своего преподавателя, став крупными руководителями и учеными. Но это не мешает нашему общению.

 

КонсультантПлюс: Кто для вас ориентир в профессии и каким, по вашему мнению, должен быть идеальный преподаватель?

Т.А. Батрова (ВГУЮ): Есть несколько человек, чьи профессиональные и личные качества меня восхищают. Что же касается идеального преподавателя, то, как мне кажется, он должен быть профессиональным (что предполагает не только богатый багаж знаний и умение их применять, но и готовность учиться чему-то новому) и честным как по отношению к себе, так и к окружающим.

А.А. Салимов (РЭУ им. Г.В. Плеханова): Моим жизненным ориентиром является мой отец, Салимов Агасалим, мой духовный наставник – профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Серегин Вячеслав Павлович. Преподаватель должен искренне любить свою профессию, обучающихся, быть беспристрастным, справедливым и объективным. На мой взгляд, преподаватель должен иметь все эти качества в совокупности.

Д.А. Бражников (РТА): Для меня ориентиром в профессии всегда были мои наставники, которые в последующем стали учителями как в правоприменительной сфере, так и в научно-образовательной. Идеальный преподаватель для меня – это специалист, который обладает необходимыми теоретическими знаниями и практикой их использования по профилю подготовки. Преподаватель всегда должен быть примером для студентов и слушателей.

Студенческие вопросы