Зачем начинающим юристам работать бесплатно?
Онлайн-интервью с Ольгой Владимировной Протопоповой, к.ю.н, доцентом, руководителем студенческого консультативного бюро Российского университета дружбы народов (СКБ РУДН)
Нужно ли начинающему юристу работать бесплатно и оказывать нуждающимся гражданам юридическую помощь, в чем особенность работы в юрклиниках московских вузов, какие есть плюсы и минусы - об этом и многом другом мы поговорили c руководителем студенческого консультативного бюро РУДН О.В. Протопоповой, которая для себя выбрала путь Pro bono (от лат. pro bono publico - "ради общественного блага").
КонсультантПлюс: При юридических вузах активно действуют юридические студенческие клиники. Какую цель они преследуют? Главное - это помощь нуждающимся или помощь студентам в получении ими опыта и практики?
О.В. Протопопова: Полагаю, что в данном случае говорить о том, какая цель главная, неправильно. Обе цели являются важными в деятельности юридической клиники. Я бы сказала, что это две стороны одной медали, двуединая цель работы в клинике, как и всего образовательного процесса в вузах - получение практических навыков юриста и воспитательная - формирование уважительного отношения к людям, к их проблемам, с которыми они приходят в юридическую клинику, желание помочь всем тем, кто нуждается в профессиональной помощи юриста.
КонсультантПлюс: Вы являетесь руководителем юрклиники, расскажите, на какую помощь могут рассчитывать граждане, обратившиеся в студенческую юридическую клинику?
О.В. Протопопова: Люди, которые обращаются в юридическую клинику, могут рассчитывать на получение квалифицированной юридической помощи, так как за каждым ответом стоит преподаватель-куратор с опытом педагогической и практической деятельности, с которым работают студенты-консультанты при подготовке ответа.
КонсультантПлюс: Какие категории граждан чаще всего обращаются в студенческие юрклиники и что их волнует? Можете привести статистику обращений: какое количество обратилось в студклинику за год и какие вопросы были самыми популярными?
О.В. Протопопова: В юридическую клинику обращаются люди с самыми разными проблемами: в каком порядке наследуется имущество, как можно взыскать деньги на ремонт после того, как сосед залил квартиру, как выписать бывшего мужа из квартиры, как разделить обязанности по оплате коммунальных услуг и т.п. В среднем в течение консультационного периода обращаются около 100-120 граждан. Наиболее популярными являются вопросы семейного, наследственного и жилищного законодательства.
КонсультантПлюс: Расскажите, как обычно идет прием граждан в юрклинике, сколько студентов задействовано, как готовится ответ? Сколько времени студенты тратят на подготовку одного ответа, используют ли они при этом систему КонсультантПлюс?
О.В. Протопопова: Юридическая клиника (СКБ РУДН) работает в течение учебных семестров, кроме времени экзаменационной сессии и каникул.
В СКБ ведется учет граждан, обращающихся за помощью в консультацию: на каждого заполняется карточка, где помимо личных данных и контактного телефона консультант должен сформулировать вопросы клиента, требующие разрешения. На этой же карточке консультантом коротко указывается ответ со ссылкой на законодательные и иные нормативные акты. Студенты активно пользуются системой КонсультантПлюс, которая оказывает неоценимую помощь не только в подборе нормативного материала, но и помогает разобраться в огромном массиве судебной и арбитражной практики, что для составления ответа очень важно.
Консультация клиента проходит в 2 этапа:
1) при первой встрече проводится опрос клиента (интервьюирование), выясняются все обстоятельства дела, определяются вопросы, по которым требуется консультация. Консультирование на этом этапе студентам запрещено;
2) в течение недели студент должен подготовить ответ на поставленные вопросы, который в обязательном порядке проверяется преподавателем-куратором. И только после одобрения ответа преподавателем проводится консультация клиента, которая назначается на первом приеме (через неделю).
В случае необходимости по просьбе обратившегося могут быть составлены различного рода юридические документы - жалобы, заявления, исковые заявления и др.
КонсультантПлюс: В юрклинику обращаются самые разные люди, и, наверняка, бывают конфликтные ситуации. Как вы справляетесь с этим? Существует ли свод правил для студента-консультанта, как он должен себя вести в различных ситуациях? Как в целом ведется подготовка студентов к приему граждан?
О.В. Протопопова: Безусловно, все люди разные, каждый по-своему воспринимает и переживает сложившуюся жизненную ситуацию. Но надо сказать, что люди достаточно охотно идут консультироваться к нашим студентам, возлагая на них свои надежды. Наши ребята еще молоды, только начинают пробовать себя в профессии, они стремятся и этот экзамен сдать на отлично. У них есть интерес не только профессиональный, но и человеческий: обязательно помочь человеку, который к ним обратился. Надо видеть их сияющие радостью глаза, когда они рассказывают, что их консультация кому-то помогла и клиент благодарил их за помощь.
Бывают и трудные клиенты. С ними работать сложнее, но ребята отчасти к такой встрече готовы. Обучение и работа в клинике с 2012 г. в Российском университете дружбы народов включены в программу традиционного обучения в качестве факультатива. Обучение по программе "Юридическая клиника" предваряет практическую деятельность студентов и является обязательным условием допуска к работе по оказанию бесплатной юридической помощи нуждающимся гражданам. Занятия включают игровые формы, которые позволяют закрепить коммуникативные навыки. В том числе проигрываются сценарии общения с трудными клиентами.
Особое внимание уделяется этическим нормам поведения при проведении консультаций. В общем виде эти правила закреплены в Положении о Студенческом консультативном бюро (СКБ РУДН), утвержденном ректором университета.
КонсультантПлюс: Поделитесь, как руководители клиник стимулируют студентов для более эффективной работы в юрклиниках? Как их привлекают работать бесплатно - ведь, по сути, начиная уже с 3 курса, студент может работать за полноценную зарплату?
О.В. Протопопова: Нет никаких специальных способов привлечения студентов к работе в клинике, да еще и бесплатно. Каждый студент сам выбирает, как он проведет время, отведенное ему на обучение в вузе: кто-то начинает подрабатывать помощником юриста, кто-то активно занимается научными исследованиями, а кто-то идет в юридическую клинику. Это все разные формы обучения профессии. И это хорошо, что у студентов есть такой широкий выбор возможностей, чтобы получить профессиональные навыки. В юридической клинике их привлекает возможность поработать в тесном контакте с преподавателем, который пользуется большим авторитетом и обладает практическим опытом работы, над конкретными живыми юридическими проблемами. Это совершенно иная форма общения преподаватель-студент, которая позволяет преподавателю учитывать индивидуальные особенности восприятия профессиональной информации студентом, дает возможность научить студента использовать конкретные приемы решения юридических вопросов.
Работать бесплатно, безусловно, согласен не каждый. Поэтому в клинику приходят только те студенты, кто искренне умеет сочувствовать людям и хочет им помочь. В вузе ребята взрослеют и к ним приходит желание не только получать, но и отдавать. Юридическая клиника - прекрасная возможность проявить свои лучшие человеческие качества.
КонсультантПлюс: Зачастую то, что бесплатно, считается некачественным - есть мнение, что в подобных юрклиниках даются поверхностные ответы на вопросы граждан, а их проблемы так и остаются нерешенными. Насколько это верно?
О.В. Протопопова: Совершенно не согласна с таким утверждением. Вот уже 8 лет существует АНО "Центр развития юридических клиник", объединивший большую часть юридических клиник по всей России. Мы каждый год собираемся на конференцию, где делимся опытом работы. На конференцию приезжают не только преподаватели, но и студенты юридических клиник. И те, и другие - это подлинные энтузиасты своего дела.
Любая юридическая клиника организует свою работу таким образом, чтобы контролировать студентов-консультантов. Формы контроля могут быть разные. Ответ, подготовленный студентом, всегда проходит проверку и получает одобрение курирующего преподавателя. Можно ли в этом случае говорить, что ответ дан поверхностно и проблема не решена? Думаю, нет.
Хотя возможна ситуация, когда проблема, с которой пришел клиент, носит не правовой характер. В нашу клинику как-то пришла пожилая женщина, которая пожаловалась на то, что у нее форточка в одной из комнат плохо закрывается, зимой сильно дует и ей холодно. Просила помочь. Один из ребят взялся помочь и починил замок на форточке. Даже и такие проблемы иногда приходится решать. А представьте себе, если бы студент отказался чинить форточку, то старушка оказалась бы тем самым трудным клиентом, который остался недоволен работой клиники!
КонсультантПлюс: Дайте совет студентам, которые только задумались о том, чтобы начать практику в юрклиниках при вузах: зачем работать на общественных началах, что им это даст, к чему надо быть готовыми и как получить максимум пользы от этого благородного занятия?
О.В. Протопопова: Юридическая клиника - это первый шаг во взрослую самостоятельную жизнь юриста. Здесь студенты учатся взаимодействовать как партнеры по совместной работе и общаться с клиентами. А ведь это все мини-модели взаимоотношений в трудовом коллективе, в котором они будут работать после окончания вуза.
Кроме того, юридическая клиника позволяет увидеть социальные проблемы и активно участвовать в их решении. Так студенты приобщаются к делу служения человеку и праву. Работа в юридической клинике на общественных началах формирует правосознание, чувство сп раведливости, сострадания, долга и чести.