Уроки пандемии: взгляд преподавателей

Онлайн-интервью с преподавателями московских вузов

В 2020 году мы все столкнулись с серьезными испытаниями пандемии: кому-то пришлось пересмотреть приоритеты и смириться с отсутствием свободы передвижения, кто-то на себе испытал, что такое COVID-19.

Мы решили узнать у преподавателей и студентов (их взгляд на пандемию здесь), как на них повлияла эта ситуация и что изменилось в их жизни.

 

КонсультантПлюс: Пандемия еще не завершилась, но уроки какие-то каждый из нас уже вынес. Что лично вы можете отметить? Что изменилось в вашей жизни? Какие вам открылись перспективы? Какие тенденции вы видите?

Лидия Владимировна Зарапина (к.ю.н., доцент кафедры гражданского права РГУП): Да, жизнь изменилась. Ограничение свободы передвижения весной 2020 года было поначалу диким и казалось, что это какой-то сюжет из фильма катастроф. Но жизнь продолжалась, необходимо было подстраиваться не только под новый формат повседневной жизни, но и под требования профессиональной деятельности, когда образование ушло в онлайн.

Работа преподавателя вуза предполагает постоянное общение: со студентами, коллегами, участие в конференциях, других научных мероприятиях, а нас одномоментно лишили всего этого. Потому глобальным я бы назвала именно аспект лишения возможности личного общения с людьми. Дома уже так не пообщаешься.

Если раньше было так, что работа – это работа, а дом – это дом, то теперь работа пришла ко мне домой. И произошло смешение этих понятий и восприятий. Тем не менее мы приспособились, мы научились жить и работать в другом формате, и оказалось, что возможно жить и работать иначе.

Людмила Ивановна Иванова (ст. преподаватель департамента бизнес-информатики Финансового университета при Правительстве РФ): Нужно быть готовым к любым переменам в жизни, внимательнее относиться к своим близким. Открылись перспективы использования информационно-коммуникационных технологий для дистанционной работы и общения. Новая тенденция: дистанционная работа – это нормально.

Светлана Юрьевна Чашкова, (к.ю.н., доцент кафедры гражданского и предпринимательского права ВГУЮ (РПА Минюста России)): Появилось четкое понимание: такая жизнь в условиях ограничений мне не по вкусу. Глобальных изменений пандемия в мою жизнь не привнесла.

Оказывается, не всегда есть необходимость личного присутствия где-либо! Более того, многие мероприятия, как правило, в формате заседаний (для нашей профессиональной деятельности, например, заседания кафедры, консультации и т.п.) лучше проводить дистанционно, чтобы не воровать на поездку время, которое сегодня является невосполняемым дефицитом.

Стало очевидным, по крайней мере, для меня, что перевод обычной жизни в виртуальное пространство – это самая вредоносная тенденция для человечества, утрата сущности человеческой жизни, жизнь вопреки природе. К сожалению, эта тенденция, да еще в совокупности с развитием цифровой экономики, хоть и выглядит как эволюционная, но может оказаться так, что имеет совершенно другую направленность. И становится страшно остаться без интернета и электричества – жизнь встанет.

 

КонсультантПлюс: Что для вас оказалось самым сложным в этот период? К чему пришлось привыкать, от чего отказаться?

Л.В. Зарапина (РГУП): Особенно сложным поначалу было чтение лекций. При чтении лекции в аудитории видишь студентов, как они записывают, слушают объяснения. Когда видишь в глазах непонимание материала, тогда приостанавливаешься и стараешься примерами, другими словами объяснить теорию вопроса. И радуешься, если лицо меняется, поза студента расслабляется, и говоришь себе: ура, он понял!

Читая лекцию в зуме, лиц и самих студентов не видишь, камеры у слушателей отключены, да если бы и были включены – просмотреть всех и понять, слушают ли они, понимают ли, о чем я рассказываю, при этом излагая материал, невозможно. Совсем ненужной, на мой взгляд, является запись лекций. Как робот прочитал лекцию экрану компьютера, не видел лиц, не понял, кому она предназначается, речь сухая, интонаций нет. И студентам потом слушать это неинтересно.

Сложным была, наверное, неготовность вузов вот так с ходу запустить в работу электронную образовательную площадку. Когда мы видели во ФГОС требования к наличию в вузах ЭИОС (электронно-информационная образовательная среда), то пожимали плечами и хихикали, думая, что она нам не пригодится. И одно дело, когда она была, но реально мы ей не пользовались, работали в ней только по необходимости (внести сведения или, наоборот, получить), а другое – запустить ее работу без сбоев. Потому этот период оказался проверкой созданной ЭИОС, выявление ошибок, сбоев, их исправление и доработка.

Л.И. Иванова (Финуниверситет при Правительстве РФ): Самое сложное – невозможность личного общения с родителями, проживающими в другом городе. Пришлось привыкать к возросшим рабочим нагрузкам. Не состоялась моя летняя поездка к морю.

С.Ю. Чашкова (ВГУЮ (РПА Минюста России)): Пришлось привыкать к избыточному нахождению дома. Пришлось отказаться от многих поездок и путешествий, и соответственно, от новых впечатлений, которые мне необходимы как воздух. Люблю поездки, полеты, движение.

 

КонсультантПлюс: Говорят, что ни делается, все к лучшему. Что для вас стало «к лучшему» в этот период?

Л.В. Зарапина (РГУП): Не тратится время на дорогу от дома к университету и обратно. А это 3 часа времени ежедневно. Особенно если ставят в расписании одну пару в день. Ради полутора часов занятий тратится времени в 2 раза больше.

Что еще хорошего, так это возможность (за счет освободившегося времени на дорогу) заниматься своими делами: это и какая-то работа по дому, которую откладывал из-за нехватки времени (разобрать шкафы, старые накопившиеся бумаги и т.д.), и чтение научных статей, написание собственных, переработка заданий к семинарам, выполнение заданий кафедры не когда уже срочно доделать и завтра сдавать, а когда продумаешь и спокойно сядешь и сделаешь, потому что можешь распределять время наиболее удобным для себя образом.

Л.И. Иванова (Финуниверситет при Правительстве РФ): Лучше стала понимать своих близких. Открыла для себя много новых электронных ресурсов, в том числе учебных. Участвовала во многих вебинарах и онлайн-конференциях.

С.Ю. Чашкова (ВГУЮ (РПА Минюста России)): К лучшему для меня стало открытие положительных сторон общения на виртуальных площадках, когда можно собраться в виртуальной аудитории с людьми, находящимися друг от друга на расстоянии. Такая возможность снимает много препятствий, прежде всего, временных, организационных (не всегда это можно сделать при обычном формате проведения, т.к. расписание занятий не позволяет уехать на несколько дней) и материальных (расходы на поездку), которые ранее не всегда позволяли поехать на конференцию, прийти на круглый стол, пройти повышение квалификации, заниматься языками и т.п.

Оказалось возможным уделять больше времени занятиям танцами, тренировкам в режиме онлайн. Для этого не надо ехать в зал, и не имеет значения, где я нахожусь. Главное – наличие интернета.

 

КонсультантПлюс: В период пандемии вузы перешли на дистанционное обучение. Как вы к этому отнеслись? Понравилось ли такое обучение? Испытывали ли какие-то неудобства?

Л.В. Зарапина (РГУП): В первые 2-3 дня, когда закрыли все учебные заведения, испытала шок. Казалось, что пройдут эти 2 недели с 16 по 30 марта 2020 г. и мы вернемся в привычную жизнь. Но потом, слушая СМИ, начинала понимать, что это надолго и нужно искать варианты, как общаться со студентами, как их учить дальше и т.д. Уже в четверг 19 марта пригласила в скайп студентов, и мы провели семинар, обсуждая домашние задания.

Потом уже централизованно все перешли в зум, когда вуз создал нам учетные записи. Но еще до того, как это было сделано, практически все преподаватели нашей кафедры на разных онлайн-площадках искали варианты общения со студентами и продолжения обучения. Далее начала пробовать различные методики и выбирать наиболее оптимальные для дистанционного обучения. Хорошо прижились кейс-задачи, обсуждение судебной практики, но вот тесты и иные задания не пошли.

Из-за перехода в онлайн-обучение изменились и сами студенты, и их отношение к обучению. Они стали серьезнее, вдумчивее, уделяя внимание мелочам. Перестали болтать друг с другом на парах (видимо, потому что общение ушло в социальные системы). Я спрашивала, как они занимаются на других предметах, что хорошо и что плохо, внимательно слушала и старалась не повторять ошибок других преподавателей.

Что касается рабочего пространства, то в университете и дома оно совершенно разное. Работа из дома сидячая, а в аудитории я никогда не сидела, что на лекциях, что на семинарах.

Поначалу спина и ноги затекали. Приходилось на переменах вставать, делать разминку, упражнения. Домочадцам моим приходилось сидеть тихо, не разговаривать, не ходить в той комнате, в которой я работала. Более того, понимая, что студенты будут рассматривать мои интерьеры, пришлось сделать перестановку в комнате. По сути, мое личное пространство (квартира) стала рабочим пространством. И это еще хорошо, что остальные члены семьи не работали дистанционно, потому что не знаю, как бы мы тогда делили один компьютер.

Кроме того, я люблю доску и работу на ней. На лекции я использую ее, чтобы привести какие-то примеры, пишу цифры, слова, понятия, на семинарах вообще без доски невозможно (схемы, таблицы, сравнения). Считаю, что так материал лучше воспринимается и запоминается студентами: на слух и на глаз. Причем не раз убеждалась в этом, когда на зачете или экзамене студенты вспоминали схемы на доске и говорили: вот мы тогда на семинаре сравнивали эти понятия и я запомнил.

Л.И. Иванова (Финуниверситет при Правительстве РФ): В период пандемии на дистанционное обучение наш университет переходил два раза. Отнеслась к этому спокойно, был опыт преподавания для студентов, обучающихся в дистанционной форме. Весной 2020 г. было больше технических сложностей, чем осенью. Из неудобств стоит выделить возросшую нагрузку у преподавателей для подготовки к проведению занятий и консультаций, больше времени приходилось неподвижно сидеть у компьютера. Зато не тратилось время на дорогу в университет, для московского региона оно значительное.

С.Ю. Чашкова (ВГУЮ (РПА Минюста России)): Изначально отнеслась как к мере, необходимой для здоровья всех. Постепенно стало нарастать некоторое раздражение на «неменяющуюся картинку». Понравилось ли такое обучение? Скорее нет, чем да. Работать просто говорящей головой сложно. Не можешь дать и получить те эмоции, которые возникают при общении вживую. Основное неудобство – постоянное нахождение перед компьютером, невероятная нагрузка на глаза, гиподинамия. И еще, режим онлайн совершенно не подходит для экзаменов и зачетов, если только это не тестовый режим.

 

КонсультантПлюс: Насколько сложно было возвращаться в вуз после отмены дистанционного обучения? Изменилось ли качество обучения? Какое обучение вам ближе: очное или дистанционное?

Л.В. Зарапина (РГУП): На сегодняшний день обучение в вузе осталось дистанционным. Думаю, что классическое образование должно быть очным. Хотя возможен смешанный формат. Жизнь показала, что ничего плохого в дистанционном обучении нет.

Л.И. Иванова (Финуниверситет при Правительстве РФ): При возвращении к очному обучению с начала февраля этого года сложно было снова столкнуться с автомобильными пробками, а очным занятиям были рады мы вместе со студентами. Что изменилось в обучении? Часто студенты теперь просят вести запись очного занятия, чтобы была возможность его просмотреть при выполнении домашних заданий или в случае пропуска занятия. Считаю, что обучение должно сочетать и очную и дистанционную формы. Лекционные занятия и консультации можно проводить в дистанционной форме, а личное общение на семинарских занятиях незаменимо.

С.Ю. Чашкова (ВГУЮ (РПА Минюста России)): У нас в вузе отменили дистанционное обучение. Возвращаться было не сложно, даже радостно. Если все-таки постараться найти сложность, то она, на мой взгляд, понятна всем – необходимость выходить на улицу при любой погоде. При дистанционном обучении было как в детской песне: что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной.

Изменилось ли качество обучения? К сожалению, да. Ребята, мне кажется, несколько расслабились, ухудшились посещаемость, внимание. Поэтому, без всякого сомнения, мне ближе очное обучение.

 

КонсультантПлюс: Как вы думаете, мир не будет прежним? Что изменится в будущем в связи с этой ситуацией? Как эти изменения коснутся лично вас?

Л. В. Зарапина (РГУП): Думаю, мир прежним уже никогда не будет. Каждое событие накладывает определенный отпечаток. Даже если вернемся в прежнюю жизнь, мы все равно будем искать отличия и проводить сравнения.

Если мы выйдем и когда выйдем в офлайн-режим, думаю, те уроки, которые мы вынесли для себя из дистанционного обучения, мы запомним надолго и сделаем соответствующие выводы. Пригодятся навыки работы в различных технических и информационных системах, тот задел недостаточных знаний и возможностей интернета, который был у нас на момент начала перехода в дистанционный формат.

Когда началась пандемия, прочитала книгу Вадима Панова «suMpa» про войну людей против самих себя. Ситуация, описанная в книге, напоминала то, что происходило в мире весной 2020 г. А ведь написана она была до пандемии. Что это? Предвидение? Фантастика? Или реальность, которая пришла раньше описанного (2029 г.) времени. В любом случае хочется надеяться, что мы не ожесточились друг против друга, сохранив в душе доброту и уважение.

Л.И. Иванова (Финуниверситет при Правительстве РФ): Думаю, что пандемия внесла необратимые изменения во все сферы жизни, не только в образование и появление новых профессий. Стремительное развитие цифровых технологий, платформ и сервисов продолжится. Лично мне, преподавателю дисциплин, связанных с цифровыми технологиями, необходимо быть в курсе этих изменений. Я к этому готова.

С.Ю. Чашкова (ВГУЮ (РПА Минюста России)): Я, конечно, не футуролог, но могу предположить, что мир не будет прежним. Станет ли он лучше? Не уверена. Положительные изменения я выделила выше. Что касается негативных изменений, то мне сложно это облечь в конкретные формы, пока лишь на уровне ощущений присутствует некое беспокойство. Как эти изменения коснутся лично меня, затрудняюсь ответить. Но, будучи оптимистом, хотелось бы верить, что изменения коснутся меня исключительно с положительной стороны.

 

Студенческие вопросы