Выпуск от 17 февраля 2017 года
(см. также выпуски за другие дни)
Схемы корреспонденций счетов
Подборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс
Ситуация:
Как учитывается оплата дополнительных выходных дней, которые ежемесячно предоставляются работнице для ухода за ребенком-инвалидом?
Сумма среднего заработка, начисленного работнице за дополнительные выходные дни в текущем месяце, составила 10 102,76 руб. и перечислена на банковский счет работницы.
Корреспонденция счетов:
Нормативно-правовое регулирование предоставления и оплаты дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами
Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и в порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством РФ (ч. 1 ст. 262 Трудового кодекса РФ, п. п. 2, 12 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 N 1048 "О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами" (далее - Правила)).
Оплата указанных выходных дней, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (о чем сказано в разделе "Страховые взносы"), осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых ФСС РФ (ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ), п. 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101).
Бухгалтерский учет
Сумма среднего заработка, начисленного за дополнительные выходные дни, а также начисленные на нее страховые взносы, выплачиваемые за счет средств ФСС РФ (о чем сказано в разделе "Страховые взносы"), не являются расходами организации применительно к п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, а относятся на расчеты с ФСС РФ.
Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.
Страховые взносы
По общему правилу выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, признаются объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. 1 п. 1 ст. 420 Налогового кодекса РФ, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ)).
Освобождаются от обложения страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (пп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ).
Исчерпывающий перечень государственных пособий гражданам, имеющим детей, определен ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Перечень видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию установлен ст. 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами в упомянутых перечнях прямо не поименована, т.е. данные выплаты не отнесены законодательством к государственным пособиям или иным видам обязательного страхового обеспечения, не подлежащим обложению страховыми взносами.
В связи с этим, по мнению Минтруда России и ФСС РФ, суммы среднего заработка, выплачиваемые за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке (см., например, Письмо Минтруда России от 06.03.2015 N 17-3/В-101, Информацию ФСС РФ) <*>. Кроме того, вывод о необходимости начисления страховых взносов можно сделать из ч. 17 ст. 37 Закона N 213-ФЗ <**>.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов (на примере заработной платы) подробно рассмотрен в консультации Л.В. Гужелевой и в данной консультации не приводится.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Государственные пособия (за исключением пособий по временной нетрудоспособности, включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, не подлежат обложению НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ).
Как отмечено в разделе "Страховые взносы", средний заработок, выплачиваемый за дополнительные четыре выходных дня в месяц одному из работающих родителей для ухода за ребенком-инвалидом, в перечнях законодательно установленных государственных пособий не поименован.
Вместе с тем, по мнению Президиума ВАС РФ, рассматриваемая выплата носит характер государственной поддержки, производится за счет бюджета ФСС РФ и может рассматриваться как выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, в силу п. 1 ст. 217 НК РФ оплата дополнительных четырех выходных дней в месяц работнику для ухода за ребенком-инвалидом обложению НДФЛ не подлежит как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 1798/10 по делу N А71-3574/2009-А31 (включено в Обзор Постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам за период с 2010 г. по первое полугодие 2011 г., направленный для использования в работе нижестоящим органам Письмом ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@)).
Однако позиция Минфина России по данному вопросу неоднозначна. Из многочисленных разъяснений специалистов финансового ведомства по данному вопросу можно сделать вывод, что Минфин России хотя и вынужден учитывать подход Президиума ВАС РФ, но не разделяет его (см., например, Письма от 05.05.2016 N 03-04-05/26131, от 03.09.2015 N 03-04-06/50850, от 22.06.2015 N 03-04-05/36006).
Дополнительную информацию по вопросу о том, нужно ли удерживать НДФЛ с сумм оплаты дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом, включая правоприменительную практику, см. в Практическом пособии по НДФЛ, а также в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и страховым взносам.
В данной консультации исходим из предположения, что организация руководствуется позицией Президиума ВАС РФ, поддержанной налоговыми органами, и не удерживает НДФЛ с суммы среднего заработка, начисленного работнице за четыре дополнительных выходных дня, предоставленных для ухода за ребенком-инвалидом.
Налог на прибыль организаций
Для целей налогообложения прибыли суммы оплаты дополнительных выходных дней, а также начисленных на нее страховых взносов, выплачиваемые за счет средств ФСС РФ, не признаются расходом применительно к п. 1 ст. 252 НК РФ (поскольку организация не несет затрат на выплату среднего заработка и уплату страховых взносов).
Обозначения субсчетов, используемые в таблице проводок
К балансовому счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению":
69-1-1 "Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
69-1-2 "Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению";
69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию".
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Первичный документ |
Начислен работнице средний заработок за четыре дополнительных выходных дня |
69-1-1 |
70 |
10 102,76 |
Расчетная ведомость |
Начислены страховые взносы на средний заработок за счет средств ФСС РФ (10 102,76 x 30,2%) <***> |
69-1-1 |
69-1-1, 69-1-2, 69-2, 69-3 |
3051,03 |
Бухгалтерская справка-расчет |
Перечислена работнице сумма среднего заработка |
70 |
51 |
10 102,76 |
Выписка банка по расчетному счету |
--------------------------------
<*> По мнению Минфина России, по вопросу исчисления и уплаты страховых взносов в соответствии с гл. 34 НК РФ следует руководствоваться ранее данными разъяснениями Минтруда России по соответствующему вопросу (Письмо от 16.11.2016 N 03-04-12/67082).
<**> Отметим, что по вопросу начисления страховых взносов с сумм среднего заработка, выплачиваемых за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, данная позиция не является единственной. С точки зрения судебных органов, оплата дополнительных выходных дней не подлежит обложению страховыми взносами как иные выплаты, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством. Это обусловлено тем, что такие выплаты носят характер государственной поддержки, так как направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, не являются стимулирующей выплатой, вознаграждением, элементами оплаты труда (см., например, Определения Верховного Суда РФ от 08.06.2015 N 309-КГ15-5305 по делу N А76-15035/2014, от 30.04.2015 N 309-КГ15-1758 по делу N А60-8923/2014).
В то же время, учитывая тот факт, что уплата страховых взносов осуществляется не за счет средств организации, а за счет средств ФСС РФ, а также с учетом официальной позиции ФСС РФ и Минтруда России полагаем, что наименее рискованным будет начислить страховые взносы с рассматриваемых выплат, производимых за счет средств ФСС РФ.
<***> Приведенная в таблице общая сумма страховых взносов рассчитана исходя из следующих тарифов:
- на обязательное пенсионное страхование - 22% (п. 1 ст. 426 НК РФ);
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9% (п. 2 ст. 426 НК РФ);
- на обязательное медицинское страхование - 5,1% (п. 3 ст. 426 НК РФ).
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при определении общей суммы страховых взносов рассчитаны с применением тарифа 0,2%. Подробнее о страховых тарифах по этим взносам см. Практическое пособие по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Бухгалтерская запись по уплате страховых взносов в таблице проводок не приводится.
М.С. Радькова
Консультационно-аналитический
центр по бухгалтерскому учету
и налогообложению
20.01.2017